Вторник, 25 апреля 2017

К юбилею памятника "Тысячелетие России"

Категория: Краеведение
Обновлено 12.09.2012 Автор: Наталья КОРНЕЕНКО, старший научный сотрудник Рославльского историко-художественного музея

В этом году исполняется 150 лет одному из самых известных монументов нашего Отечества – памятнику «Тысячелетие России» в Новгороде.
Автор этого памятника Михаил Осипович Микешин родился в 1835 году в сельце Максимково (по другим источникам в д. Платоново) Рославльского уезда. Мать его происходила из знатного польского рода Бартошевич-Одолянских, отец был небогатым помещиком, занимал место соляного пристава в Рославле.
Во время Отечественной войны 1812 года Осип Егорович участвовал в боевых действиях на территории Рославльского уезда в составе партизанской бригады Александра Фигнера, был ранен под Криволесом, захвачен в плен, откуда бежал. Памятью об этом славном боевом прошлом была хранившаяся в доме Микешиных коллекция оставшихся после 1812 года русских и французских ружей, сабель, пистолетов и калмыцких луков со стрелами, служивших маленькому Мише в его играх со сверстниками.

Предметом особой гордости Осипа Егоровича были карманные часы, которые перед смертью он отдал сыну. Часы эти имели дарственную надпись, выгравированную на их обратной стороне: «1812. От полковника партизанских команд Фигнера партизану Рославльской конной дружины Иосифу Егоровичу Микешину».
Любовь к рисованию появилась у мальчика в раннем детстве. По его собственным словам, уже с 4-5-летнего возраста он чертил и рисовал все, что попадалось на глаза, а к 10 годам среди сверстников считался настоящим художником. Многие его особенно удавшиеся картинки одноклассники даже покупали у него. Когда мальчику исполнилось 8 лет, семья Микешиных переехала в Рославль, и Мишу отдали в городское трехклассное училище, где он успешно учился и продолжал заниматься рисованием.
Осип Егорович очень хотел дать сыну хорошее образование, поэтому после окончания училища Михаила отдали в Смоленскую гимназию. К сожалению, полный гимназический курс Микешину не удалось пройти. Он вернулся в Рославль и начал работать чертежником на строительстве Московско-Варшавского шоссе, которое в это время проходило через Рославль. Здесь на него обратил внимание правительственный контрагент на строительстве Александр Александрович Вонлярлярский. Он на свои средства отправил Микешина учиться в Санкт-Петербургскую Академию художеств.
Михаил попал в класс батальной живописи Богдана Павловича Виллевальде. И хотя художником–баталистом Микешин так и не стал, умение изображать лошадей, военную амуницию и снаряжение, приобретенные в академии, впоследствии, когда он занялся проектированием памятников, оказалось очень полезным.
Учился Микешин успешно, последовательно получая все академические награды.  В 1853-м малую серебряную медаль за картину «Лейб-гусары у водопоя», в 1855 году большой серебряной медали была удостоена работа «Битва при Башкадыкларе», в 1857 году Микешин получил малую золотую медаль за полотно «Падение литовской крепости Пилоны». Наконец, в 1858 году за картину «Въезд графа Тили в Магдебург» он получил большую золотую медаль и право на шестилетнюю поездку на стажировку в Италию. Но поездке этой не суждено было осуществиться. В жизни Микешина произошел крутой поворот.
В то самое время, когда Микешин ждал в Петербурге отправки за границу, Россия готовилась отметить очень важную дату – тысячелетие своей государственности. По официальной так называемой норманнской теории в 862 году в Новгороде по приглашению русичей начал княжить варяжский князь Рюрик. С этого и началось Российское государство. Следовательно, в 1862 году ему исполнялась тысяча лет. Правительство готовилось широко отметить столь славную дату. Среди многочисленных праздничных мероприятий планировалось открыть в Новгороде памятник, посвященный этому знаменательному событию.

Был объявлен конкурс на проект памятника. У Микешина оставалось время до поездки, и он решил принять в этом конкурсе участие. Он довольно быстро сочинил его, а затем совместно со своим другом И.Шредером занялся изготовлением модели монумента. В конкурсе приняло участие более 50 отечественных и зарубежных скульпторов, но победу в нем одержал никому тогда не известный выпускник живописного отделения Академии Михаил Микешин.
Чтобы вести работы по созданию монумента, Микешину пришлось в срочном порядке знакомиться с основами лепки. К работе по созданию памятника он привлек группу скульпторов. Микешин рисовал все, что надлежало вылепить. В его рисунках хорошо было выражено пластическое и объемное решение статуй. По ним его помощникам, скульпторам И.Шредеру, М.Чижову, Р.Залеману, Н.Лаврецкому было значительно легче работать. Но, тем не менее, им всем пришлось трудиться с огромным напряжением: 128 изваяний были созданы за год, а полностью памятник был завершен за два с половиной года.
Кроме того, огромный монумент, возводившийся под непосредственным руководством автора, требовал значительных чисто технических работ. Стоит привести некоторые цифры, чтобы представить себе масштаб строительства, которое возглавлял совсем еще юный, неопытный художник.
Для основания памятника необходимо было доставить с берегов Ладоги шесть глыб сердобольского гранита весом по 35 тонн каждая. 65 тонн бронзы ушло на   скульптурную часть памятника, а чтобы 300-тонный монумент был устойчивым, под ним был заложен фундамент на глубину 10 метров.
Микешин проявил завидную энергию и незаурядные организаторские способности, все работы были завершены в срок. 8 сентября 1862 года на Софийской площади Новгорода при большом стечении народа памятник был открыт. Он принес автору всероссийскую известность, орден Владимира и пожизненную пенсию. Это свидетельствовало об официальном признании заслуг Микешина перед Отечеством. Однако демократическая критика, не одобрявшая саму идею памятника, устами В.Стасова назвала его монументом русскому самодержавию. «Зачем он? Кому он нужен?», - вопрошал критик в пылу полемики.
Время, которое, как известно, лучший судья, дало ответ на этот вопрос. После того, как улеглись страсти, оказалось, что нужен он многим людям. Причем воспринимается ими совсем не как монумент самодержавию, а как памятник великой истории России. Особенно отчетливо это проявилось в годы Великой Отечественной войны. Немецкие власти намеревались вывезти памятник из оккупированного Новгорода в Германию. Его демонтировали, подтянули к нему узкоколейку, но вывезти успели только кованые фонари и решетки. 20 ноября 1944 года Новгород был освобожден нашими войсками. Город лежал в развалинах, в нем оставалось всего несколько десятков целых домов, но уже в конце 1944 года восстановленный памятник был открыт заново, поддерживая дух народа в трудный час напоминанием о величии родной страны, о ее славной истории.
После успешного окончания работы над памятником в Новгороде Микешин сделал проектирование монументов своим основным занятием. Им создано большое количество проектов, многие из которых так и не были осуществлены. Не все они были равноценны по своим художественным достоинствам. Но лучшие работы, такие, как памятники Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве, позволили ему занять заметное место в истории отечественной монументальной скульптуры.
Пользовался Михаил Осипович известностью не только как создатель памятников, но и как график. Особенно успешно он работал в области книжной иллюстрации. Был также автором популярных народных картинок, выполненных с большим юмором и фантазией. Они выпускались многотысячными тиражами. Не была ему чужда и область декоративно-прикладного искусства. А росписи изразцов у него получались настолько удачными, что некоторые из них император Александр II приобретал для подарков за границу.
Широко одаренная натура нашего земляка не ограничивалась художественным творчеством. Он занимался и издательской деятельностью, выпускал журнал «Пчела», бывший одним из лучших иллюстрированных изданий своего времени.
Состоял Михаил Осипович членом археологического института как знаток старины и собиратель древностей, был он также одним из первых русских эсперантистов.
Большую известность Микешину принесла и его общественная деятельность А поэтому совсем не удивительными кажутся слова, сказанные на траурном митинге памяти Микешина его современником, художником Л.Пастернаком: «Микешин – наш Леонардо!». Действительно, диапазон его талантов и увлечений был сродни гигантам Возрождения.
Умер Микешин 19 января 1896 года в разгар работы над памятником Екатерине II для Краснодара. Рославльчане вправе гордиться своим земляком «творцом бессмертного бессмертным».


Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.


© Рославльская правда 2012.
Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции.
При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций.
За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.

Хостинг от SpaceWeb Яндекс.Метрика