Воскресенье, 23 июля 2017

Узловой больнице было бы 143 года…

Категория: Краеведение
Обновлено 27.07.2012 Автор: Светлана КУРЦАПОВА

Недавно мне в руки попала кассета с записью собрания, посвященного знаменательной дате - столетию со дня начала работы железнодорожной больницы станции Рославль. Этой кассете уже более 40 лет. На ней записан доклад начальника узловой больницы Еремова Василия Петровича, воспоминания ветеранов труда, поздравления представителей партийных и советских органов городской власти, обкома партии и ряда предприятий и учреждений железнодорожного узла и города.

 

Ныне больницы больше нет. Она перестала существовать 31 декабря 2004 года. Нет с нами и многих людей, которые там работали. Многие давно на пенсии, но они, отдавшие всю свою жизнь больнице, до сих пор вспоминают ее с любовью. Память о людях в белых халатах жива, как живо и чувство глубокой благодарности в сердцах рославльчан.

Эти воспоминания, вплоть до 1969 года, когда отмечалось столетие больницы, являются почти дословным воспроизведением юбилейного доклада начальника узловой больницы Василия Петровича Еремова. Читая их, следует иметь в виду, что речь на таком мероприятии должна была быть идеологически выверенной, то есть докладчик был обязан как можно более негативно говорить о положении дел в дореволюционной России и, наоборот, отражать неуклонное движение вперёд при Советской власти.

Железнодорожная больница была основана в связи со строительством и пуском в эксплуатацию в 1868 году Витебско-Орловской железной дороги, проходящей через Рославль. В рапорте инспектора Витебско-Орловской железной дороги главному инспектору частных железных дорог МПС о состоянии дороги за сентябрь 1869 года в числе построек при центральных мастерских в городе Рославле указывается больница на 10 кроватей с помещением для аптеки и квартирой фельдшера в одноэтажном здании. Врача по штату не полагалось. Объясняется, что все добавочные сооружения, жилые помещения и хозяйственные постройки, устройства запруд совершенно закончены, за исключением здания для технической школы в городе Рославле и устройства добавочного водоснабжения (справка Центрального Государственного Исторического Архива СССР от 21.09.1868 года).

В общегосударственном бюджете России расходы на здравоохранение в то время составляли всего 1 рубль на одного жителя в год, а на Смоленщине всего 70 копеек. Труд на производствах узла был тяжелым. Вагоноремонтные мастерские и другие железнодорожные предприятия были полукустарными. Оборудование было с трансмиссионным приводом. Механизация производственных процессов и подъемно-транспортных работ отсутствовала. В мастерских была теснота, грязь, захламленность. В воздухе стоял чад, доступный свет газовых фонарей едва освещал рабочие места. О промышленной санитарии и технике безопасности в то время не имели понятия. Частыми были случаи травматизма, увечья. Один рабочий описывает условия труда следующим образом. "Начальником мастерских в то время был Шепелев. Это был деспот, штрафы взимались за каждый пустяк, даже за недостаточно внимательный к нему поклон. Однажды, не поклонившись ему на перроне вокзала, я был оштрафован. Никакой охраны труда не существовало. Рабочий день продолжался 10 часов. Зарплата была мизерной. Ученики эксплуатировались самым ужасным образом".

Наряду с тяжелыми условиями труда на производстве города Рославля в этот период была высокая заболеваемость сыпным тифом, дизентерией, малярией. Десятикоечная больница с одним фельдшером не могла удовлетворить потребность населения узла в медицинской помощи. Никакой профилактической санитарной работы больница не вела, болезни свирепствовали во всю, и койки никогда не пустовали. Царское правительство ассигновало на нужды больницы такие мизерные суммы, что их не хватало на самые простые лекарства. Тяжелое материальное положение, почти полное отсутствие трудового законодательства, произвол помещиков и капиталистов, недостаточность медицинского обслуживания населения преждевременно уносили в могилу десятки тысяч людей.

О росте коечной больницы в то время мы имеем мало данных. В центральном историческом архиве в городе Ленинграде сохранился проект копии лазарета на 12 кроватей, составленный по образцу барачного лазарета архитектора Набокова. Этот проект был утвержден в 1883 году. А с 1884 года по лазарету значится уже 12 кроватей. В период с 1900 года по 1914 год в больнице и поликлинике было уже 2 врача: амбулаторный врач Пищулин и больничный врач Дубяго, три фельдшера: Тучин, Алексеев, Векелев. Санитарами были мужчины, на каждый корпус по одному человеку. Обслуживающего персонала женского не было, за исключением акушерки.

В это время было 3 деревянных здания. В здании поликлинники велся прием амбулаторных больных. В бывшей терапии лечились больные тифозные и венерические. Все остальные больные и роженицы находились в двухэтажном здании. Койки в больнице были смешанными: рядом с хирургическими больными были палаты и для рожениц. В больнице была высокая смертность от скарлатины, дифтерии и тифов. Врачи и фельдшера занимались только лечебной работой, иногда выезжали на дом, никакой санитарно-профилактической работы на узле не проводилось. Медицинская помощь находилась на низком уровне. И такое положение медицинской помощи населению узла оставалось до Великой Октябрьской социалистической революции.

В первые годы советской власти условия для развития здравоохранения были тяжелыми. В стране не хватало врачей, свирепствовал сыпной тиф. В 1919-1920-х годах эпидемия сыпного тифа в Смоленской губернии достигла громадных размеров. На борьбу с эпидемией мобилизуются вce медицинские работники губернии, в том числе и медицинские работники узла. При больнице были построены сыпно-тифозные бараки, в которых медицинские работники оказывали медицинскую помощь больным и предупреждали дальнейшее распространение инфекции. Проводилась работа по улучшению жилищ, санитарному состоянию узла.

На протяжении всей гражданской войны в Рославле размещались значительные воинские силы. Гражданских врачей и средних медицинских работников было очень мало. Несмотря на большие трудности рославльчане на местах изыскивали продукты для воинских частей и госпиталей. Женщины помогали персоналу ухаживать за ранеными, а врачи госпиталей оказывали в свою очередь помощь населению города и узла.

В 1917 г. на производствах узла создаются профсоюзные организации, которые играли большую роль в работе по улучшению условий труда на производствах. С января 1918 г. вводится восьмичасовой рабочий день. В 1919 г. при вагоноремонтных мастерских открывается пункт по оказанию первой медицинской помощи. На узле станции Рославль в 1920 г. заканчивается строительство нового здания депо, расширяются вагоноремонтные мастерские. Больница уже к 1924 году имела около 35 коек. Кстати, в больнице было 3 врача, 3 медсестры и 2 фельдшера. В больнице работали врач-гинеколог Д.С.Лызлов, в поликлинике вели прием врачи Розенкранц и Лемтюгов, который был еще и лаборантом, из фельдшеров - Корнеев и Левченко. Они же производили перевязки и ведали регистратурой. При поликлинике было организовано санэпидотделение, которое возглавлял врач Ласкин. При больнице была также аптека и лаборатория.

«В аптеке работало 4 человека. Лекарственная помощь была бесплатной, поэтому охотников полечиться было много. Рецептура была однотипна, таблеток совершенно не было, антибиотиков и сульфамидных препаратов не было, приходилось все готовить самим. Вертеть порошки и варить отвары. Стерильных растворов готовилось мало. Перегонный куб был вмазной, топился дровами», - так вспоминал об этом времени Хаценков Александр Михайлович, поступивший работать в железнодорожную больницу 12 июня 1924 года.

В 1927-28 гг. было построено новое здание для расширения терапевтического отделения. В 1928 г. железнодорожные мастерские были переименованы в вагоноремонтный завод. На заводе открывается врачебный здравпункт. На предприятиях узла и вагоноремонтном заводе создаются комиссии по охране труда, куда входят медицинские работники. Осуществляется целый ряд мероприятий по улучшению условий труда, выдаче спецодежды, ограждению станков, улучшению освещенности рабочих мест, отоплению, вентиляции. Наряду с улучшением условий труда медицинские работники занимаются и общественной работой, в частности, занимаются вопросом коллективизации. «Мне как руководителю здравоохранения узла, - пишет Петр Андреевич Чаковский, бывший начальник больницы, - пришлось участвовать в завершении коллективизации в 1932 году. Привлекли меня к этому делу с осени 1928 года. Мы первые по области установили принцип преимущественного обслуживания колхозников перед единоличниками. В то время это имело известное значение».

В 1932 г. на узле было здравобъединение, которое руководило работой всех лечебно-профилактических учреждений узла. В Рославле было отделение дороги. При отделении имелся начальник медико-санитарных учреждений. Ему было подчинено здравоохранение, санитарный участок, врачебная амбулатория станции Починок и станции Жуковка. В 1932 г. здравобъединение было ликвидировано и самостоятельными стали больница, врачебный участок, поликлиника, врачебный здравпункт на ВРЗ, женская и детская консультации.

В 1932-35 годах больница имела 75 коек: 30 терапевтических, 30 хирургических, 15 акушерско-гинекологических. За годы пятилеток станция Рославль приобретает значение крупного железнодорожного узла. В 1934 г. заканчивается строительство железной линии Рославль - Кричев. В 1936 г. Рославль - Сухиничи. Железнодорожные пути протянулись во всех направлениях. В это время осуществляется строительство детских учреждений, садов, яслей, пионерский лагерь на 140 мест. В больнице и поликлинике поддерживалась на должном уровне высокая квалификация ряда врачей, таких как Розенкранц, Лемтюгов, Орлов, Тополинский и другие.

Лечебно-профилактические учреждения узла отвечали требованиям данного времени. Уделялось серьезное внимание дисциплине труда среди всех категорий медицинских работников. Проводились политзанятия с врачами, средними медицинскими работниками, прививалось чувство ответственности за порученное дело. Несмотря на несоответствие зданий больницы, объем ее работы, в конкурсе больниц по дороге рославльская железнодорожная больница заняла второе место. Борьба за снижение заболеваемости, травматизма также была в центре внимания медицинских работников железнодорожного транспорта. Большой вклад в развитие здравоохранения этого периода внесли организаторы здравоохранения Чаковский, Зуев, Михайлов.

К 1941 году больница была укомплектована кадрами, оснащена необходимым оборудованием, имелись рентгеновский кабинет, физиокабинет, лаборатория, аптека и другие кабинеты. В 1941 году в июле месяце в связи с нападением на нашу страну гитлеровской Германии больница была эвакуирована в город Орск Чкаловской области. Вместе с больницей были эвакуированы также врачи и сестры. В дальнейшем они работали в различных госпиталях нашей страны. Фашисты, оккупировавшие Рославль, почти полностью уничтожили здания узловой больницы.

После освобождения города Рославля медработникам узла пришлось немало потрудиться, чтобы восстановить больницу из развалин. На узле вновь стала организовываться медицинская служба. В 1943 г. поликлиника и стационар стали принимать больных. Из воспоминаний бывшей старшей медсестры терапевтического отделения Евгении Сергеевны Карповой: «И вот мы, медработники возрожденной из пепла узловой больницы, приступили к работе. Кое-как укомплектовали палаты старыми кроватями, раздобытыми «с миру по нитке». Оборудования почти никакого не было. Даже посуды для кормления не хватало. Младшие медицинские работники не гнушались никакой работы, делали все, что требовалось для того, чтобы больным было хорошо - в ведрах носили из колодца воду, пилили и кололи дрова, топили печи. Это не считая своих прямых обязанностей по уходу за больными».

Рентгенолог Козлов Петр Филиппович впервые познакомился с больницей в 1944 г., его госпиталь из Челябинской области был эвакуирован в Рославль и должен был разместиться в помещении больницы. Но, вернувшиеся из эвакуации начальник больницы Аронин и начальник поликлиники Фридкин, стали препятствовать этому. И только после ликвидации госпиталя в 1947 году он поступил на работу в железнодорожную больницу. Он вспоминает тяжелые условия труда нянечек, которые из-за того, что больница располагалась в нескольких корпусах, каждый день вынуждены были таскать на носилках в любую погоду больных своего отделения в рентгенкабинет на обследование. Но и сегодня труд нянечек остается тяжелым и заслуживает большого уважения.

В 1964 году железнодорожники и вагоноремонтники Рославля получили новую больницу на 220 коек: 60 хирургических, 80 терапевтических, 40 акушерско-гинекологических и 40 детских коек. Старые здания были капитально отремонтированы и перепланированы под поликлинику. С ростом коечной сети увеличилось количество и медицинского персонала. В 1969 году в больнице и поликлинике работало 43 врача, 157 средних медицинских работников, 95 нянь, 73 человека прочего обслуживающего персонала. Бюджет по больнице возрос с 244 тысяч 280 рублей до 550 тысяч 840 рублей. Возросла специализированная медицинская помощь. В поликлинике имелись все необходимые кабинеты.

В больнице внедряются новые методы обследования и лечения больных. Широко применяется переливание крови, физиотерапия в комплексе с лечебной физкультурой, медикаментозная терапия новейшими медикаментами, рентгеновское обследование с профилактической и диагностической целью, лабораторное обследование, производство электрокардиограмм и другие. Широко применяется диспансерный метод и участковый принцип обслуживания больных. Комплексный профилактический осмотр больных, осмотр паровозных и тепловозных бригад перед отправкой в рейс. 80% населения узла являлись членами общества «Красного креста» и многие медицинские работники узла являлись активными донорами и несколько раз сдавали кровь безвозмездно.

Медицинские работники принимали активное участие в борьбе за сохранение здоровья железнодорожников. В довоенный период большая работа проведена по организации здравоохранения начальником больницы Чаковским Петром Андреевичем, Михайловым. В послевоенные периоды начальником больницы Арониным, который в течение длительного времени находился на этом посту и принял самое активное участие в восстановлении больницы, развертывании коечной сети, улучшении лечебного процесса. Большая работа проведена была и начальником больницы Распоповым, который заложил фундамент новой больницы, и В.П. Еремовым, который возглавил новую больницу. Много для организации лечебного процесса в новой больнице сделали заведующие отделениями Крюковская А.В., Луцков Г.А., Замулина М.Ф., Новиков И.Н. Заслуженным уважением в коллективе больницы пользовались врачи Якубова В.Н., Фридман P.M., Петрова М.П., Решетникова К.И. Хочется отметить долголетний труд врачей Юргайтес A.M., Антоновой Марии Яковлевны, Кузиной Марии Филипповны и других. Большую лечебно-профилактическую работу проводили производственные участковые врачи Щавелева Вера Андреевна, Гореликова Ольга Дмитриевна, Рафаенкова Антонина Афанасьевна, Аронина Людмила Соломоновна, врачи-педиаторы Уварова Раиса Афанасьевна, Толоцкая Нина Владимировна, Павлова Нина Юрьевна, Семенова Зинаида Семеновна и многие другие. Вместе с врачами в одном строю идут и средние медицинские работники. Заслуженным авторитетом пользовались в больнице старшая медсестра терапевтического отделения Карпова Е.С., старшая сестра детского отделения Галкина Анна Ивановна.

В коллективе в 1969 году работало 45 участников Великой Отечественной войны, награжденных правительственными наградами, 53 медицинских работника со стажем работы свыше 30 лет и выше. 83 работникам присвоено звание ударника коммунистического труда.

За долголетний и безупречный труд бывшая старшая медицинская сестра хирургического отделения Хакина Мария Петровна награждена орденом Ленина. Заведующий аптекой Хаценков Александр Михайлович награжден в 1952 году орденом Трудового Красного Знамени. Врач-рентгенолог Петр Филиппович Козлов в 1967 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. Здесь я перечислила имена медицинских работников, работающих в больнице до 1969 г. Многие из них давно умерли. Но живы люди, которые с любовью вспоминают о них. Это бывшая главная сестра больницы Михальченкова Лилия Ивановна, старшая сестра Матвеенкова Маргарита Михайловна, ныне пенсионерки. В 1994 г. за долголетний добросовестный труд в системе здравоохранения железнодорожного транспорта, образцовое выполнение служебных обязанностей и в связи со 125-летием со времени образования больницы приказом Министра железнодорожного транспорта России Г.М. Фадеева «О награждении работников больницы станции Рославль Московской железной дороги» они были награждены знаком «Почетному железнодорожнику». Вместе с ними этой высокой наградой награждены главный врач В.В. Байкова, заведующие отделениями Федор Иванович Данькин, Юрий Федорович Лештаев.

В начале 1994 г. было получено указание из врачебно-санитарной службы Московской железной дороги обслуживать только железнодорожников. В 1996 г. пришел приказ начальника врачебно-санитарной службы Московской железной дороги о сокращении коечного фонда больницы станции Рославль, полной ликвидации детского отделения и отделения отолорингологии. И тогда работники больницы обратились за помощью к депутату Государственной Думы Д.Н. Абраменкову. Приказом заместителя министра путей сообщения России узловую больницу решили сохранить и восстановить на прежнем уровне коечный фонд. Но... 31 декабря 2004 года железнодорожная больница перестала существовать.

В этом году исполнилось бы 143 года со дня основания железнодорожной больницы. И несмотря на то, что больницы больше нет, хочу поблагодарить всех, кто в ней работал, за тысячи спасенных жизней, за возвращенное здоровье, за внимательное отношение к людям, нуждающимся в медицинской помощи, пожелать от всей души крепкого здоровья, счастья и долгих лет жизни. Огромное вам спасибо, люди в белых халатах!

 


Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.


© Рославльская правда 2012.
Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции.
При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций.
За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.

Хостинг от SpaceWeb Яндекс.Метрика