Партизанский Сталинград, или 70 лет спустя

{phocagallery view=category|categoryid=33|imageid=779|float=left}

13 июля 1942 года после тяжелейшего трехнедельного перехода отряд особого назначения из партизанского полка имени Сергея Лазо обосновался в урочище Орлово гнездо близ рабочего поселка Ворга. Именно этот отряд, возглавляемый Н.С. Шараевым и Г.И. Кезиковым, стал ядром, вокруг которого сплотились все патриотические силы Ершичского района.
К сентябрю отряд вырос практически в три раза и достиг численности в 560 человек. Теперь ему по силам были крупные боевые действия, что доказала на деле блестяще проведенная в октябре 42-го Понятовская операция. Только вот радость победы омрачил вид своего лагеря после возвращения. Размещавшийся близ хутора Лузганки, он был полностью уничтожен. Все шалаши были сожжены прочесывавшими лес карателями буквально через день после ухода партизан на разгром станции Понятовка. Тем, кто оставался в лагере, помог укрыться в лесу лесник Анодин, или дядька Роман, как его все величали. Он же подыскал удобное место для новой базы в хорошем хвойном лесу на Брянщине, вблизи речки Прыщанка. К тому же, рядом протекал ручей с прозрачной чистой водой, а всего в трех километрах оказалась большая ровная поляна, весьма удобная для аэродрома.
Новый лагерь построили всего за две недели, в чем немалая заслуга инженера Сухина, подготовившего необходимые чертежи и схемы расположения землянок и хозяйственных построек. Командир разведчиков Илья Игуменов с ходу назвал лагерь Лесоградом. И было отчего. Большие землянки, в каждой из которых свободно размещался целый взвод, тянулись ровными рядами. В четкой планировке выделялись 4 улицы: имени Сталина, Кирова, Маркса и Интернационала. Для обогрева сложили добротные кирпичные печи с трубами, а для обороны от врага в нескольких километрах по периметру была создана линия земляных укреплений. Кстати сказать, переселение в новое место совпало с получением приказа ЦШПД о реорганизации отряда в 5-ю Ворговскую партизанскую бригаду. Бригада! Это звучало захватывающе, поднимало в собственных глазах и укрепляло боевой дух.
В эти самые дни на берегах великой русской реки Волга, можно сказать, решался исход войны. И наши партизаны всячески мешали переброске туда вражеских грузов и живой силы. Диверсии на железных дорогах следовали одна за другой. Летели под откос эшелоны, выводились из строя пути. Самой дерзкой и грандиозной явилась операция по разгрому железнодорожной станции Пригорье 5 ноября 1942 года. Успех был таким, что о нем немедленно было доложено самому Сталину, и комбриг вылетел в Москву за наградами. А через две недели в Клетнянский лес нагрянули каратели. Фашисты, взбешенные неуязвимостью партизан, бросили против них целые армейские части 110-й мотомехдивизии «СС», пытаясь блокировать лес и полностью уничтожить «бандитов». В ближайших к лесу деревнях была размещена полевая артиллерия, в т.ч. и в Рухани. В течение двух дней наша бригада вела тяжелейшие бои. Помогало то, что в лесу партизаны чувствовали себя как дома, нанося удары по врагу из разных мест. В общем, воевали «не по правилам».
Воодушевленный успехами, командир 2-й роты Ларин воскликнул как-то: «Мы бьемся за наш лагерь, как на фронте за Сталинград!». Это сравнение мигом облетело весь лагерь и партизаны загалдели: «Не отдадим фрицам наш Сталинград!». Еще два дня безуспешного наступления вынудили фашистов покинуть не только лес, но и окрестные деревни. Победа партизан была полной. Не помогла врагу даже психическая атака. А вскоре пришло известие и об окружении фашистских войск под настоящим Сталинградом, что вдохнуло в сердца народных мстителей новые силы.
Хотя и пришла зима, налеты на железнодорожные станции, диверсии на путях продолжались, оказывая фронту неоценимую помощь. 15 декабря стало известно, что к лесу вновь идут крупные силы фашистов из Рославля, Дубровки, Жуковки, заблокировав весь массив клетнянских лесов. По данным разведки, оккупанты стянули сюда свыше 30 тысяч солдат, полицаев, власовцев. И вновь враг получил достойный прием! Но на сей раз силы были далеко не сопоставимы. Боезапас партизан подходил к концу, а враг подтягивал все новые и новые части. И хотя нам удалось удержать все свои оборонительные рубежи, всем было ясно, что надо уходить. «Мы не на фронте, наш рубеж — там, где мы. Наше призвание – нападать, а не обороняться…» — заявил новый комбриг Коротченков. Соседняя бригада тоже решила отходить из-за нехватки боеприпасов. Темной морозной ночью, бесшумно, бригада снялась с обозом до 200 подвод и к рассвету была уже в глубоком тылу карателей…
Минуло 70 лет с той поры. Давным-давно заросли окопы, рассыпались в прах блиндажи. Места былых сражений, густо поросшие лесом, теперь не под силу найти даже участникам тех событий. Да, ландшафт изменился до неузнаваемости. Несмотря на это, в канун 69-летия освобождения Смоленщины юными краеведами Ершичского (Ворга) и Рославльского (Пригорье) районов, сотрудничающими уже несколько лет, была проведена совместная патриотическая акция «Партизанский Сталинград». Акция эта была задумана год назад. Опустим все трудности и препоны, возникшие на пути – в конце концов, энтузиазм и упорство преодолевают все. Выкроив несколько погожих дней золотой осени, наша совместная группа наконец-то двинулась в далекий путь. Уже в Сукромле к нам присоединилась и группа из Тросна-Исаевской школы. Так что произошло символичное объединение 3-х отрядов в одну бригаду, совсем как 70 лет назад! Наименование «Ворговская» решено было не менять. И вот, это новое соединение повел в беспокойно шумевший брянский лес любезно согласившийся стать нашим проводником, Прасолов Виктор Иванович. Ради такого неординарного мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи он отложил все свои дела. Надо сказать, что без его помощи преодолеть 20-километровый лесной путь и отыскать нужное место, просто не представлялось возможным.
И вот мы на месте. Величественно взметнулся ввысь 5-метровый белоснежный памятник с ярко горящим орденом Отечественной войны на фасаде. Это – дань памяти стойкости и мужеству, павшим здесь в 1942 году при обороне лагеря 23 партизанам, упокоенным в одной братской могиле. Очистив место захоронения от накопившегося за годы мусора, возложив цветы, после минуты молчания уточняем дальнейший план действий. Штаб за работой, так сказать: я — за командира, учитель Пригорьевской школы Д.В. Кусков – за начальника штаба, а В.В. Ионова – за комиссара. Но обсуждение длится недолго. Памятник находится в стороне от партизанской базы. Сюда еще можно добраться лесными тропами. А собственно база  располагалась где-то в глубине леса. Оно и понятно – чтобы трудно было ее обнаружить. Оставив большую часть группы на обустройство нашего лагеря, мобильная разведгруппа углубляется в лес. Куда идти – мы не знаем и разведываем окрестности. Кругом – сплошной лес, и ни одной живой души на десятки километров вокруг, только следы диких животных. Много следов от воронок, поскольку фашисты бомбили и обстреливали клетнянский лес, пытаясь уничтожить укрывших в нем партизан. Но следов базы нет. И вот когда мы, после двухчасовых бесплодных поисков, отчаявшись, решаем возвращаться, случайно натыкаемся на остатки землянки. Затем – еще, и еще, и еще, — нашли! Да, это именно то, что искали! Огромные осыпавшиеся землянки тянутся ровными рядами. Вот и высохшее русло ручья, из которого партизаны брали воду, остатки колодцев с полуистлевшими срубами. Сомнений нет – именно здесь жили партизаны 5-й Ворговской бригады. Именно отсюда уходили они на диверсии, в том числе на знаменитую Пригорьевскую операцию, и обогревались по возвращении. И этот лагерь обороняли они по всем правилам военной науки в течение целого месяца под руководством Т.М. Коротченкова 70 лет назад. Нашей радости нет предела! Окрыленные успехом, возвращаемся к своим, не без труда пробиваясь сквозь лесные заросли и сетуя на то, что не захватили с собой мачете. Оно было бы здесь как нельзя кстати.
Но вот нас приветствует дымок от костра и запах готовящегося ужина. Дошли! Отдохнув, и поделившись впечатлениями от лесных изысканий, устанавливаем оставшиеся палатки, и обустраиваемся по всем правилам походной жизни. В первый раз ребятам  предстояло ночевать в диком лесу, вдали от благ цивилизации, без мобильной связи и интернета, что еще более усиливало романтику необычной экспедиции. Это было ново, необычно, интересно!
Общение и знакомства, посиделки вокруг костра с песнями и беседами о партизанской жизни незаметно затянулись до глубокой ночи. А утром — рано вставать. Но вот и последние угомонились. Теперь и взрослым, так сказать, отцам-командирам, можно вздремнуть. Вокруг – лес. Над головой – звездное небо. И невольно подумалось, как должно быть рады души тех 23 партизан, ведь кроме нас за эти 70 лет с ними здесь больше никого не было…
Новый день насыщен до предела. Вновь отыскиваем и обследуем партизанскую базу. Черных копателей спешу разочаровать. Для них здесь нет ничего интересного. Кроме гильз, осколков, да кусков жести от печек и остатков дверных петель – ничего. Ведь это – база. Здесь жили и отдыхали, а при уходе в другое место все необходимое забиралось с собой, и прежде всего — оружие. Да и места здесь такие, что, как в известной песне, «только вертолетом можно долететь». Но это — святое, памятное место. И именно в этом его ценность! Люди жили в лесу два года, нанося оккупантам удары в самые уязвимые места, не давая им покоя ни днем, ни ночью. Это были люди высокого долга и чести, отстаивавшие свободу своей Родины, помогавшие фронту диверсиями на вражеских коммуникациях и железных дорогах. Они голодали, мерзли, уходили в далекие рейды, и сумели, в конце концов, победить. И этот подвиг никогда не должен быть предан забвению!
Наша патриотическая акция длилась всего два дня, но оставила, без тени сомнения, глубокий след в душах подростков, воочию увидевших и прочувствовавших на себе все тяготы лесной жизни, марш-бросок с полной выкладкой и далекий переход. Уже в Сукромле Виктор Иванович не мог нас отпустить, не напоив горячим чаем с душистым медом со своей пасеки. Такого гостеприимного хозяина и патриота своей земли еще поискать. Немного передохнув и тепло попрощавшись, наши группы разъехались, теперь уже своими маршрутами. Но вот дружба, скрепленная суровыми испытаниями, осталась.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.