Корсики

{phocagallery view=category|categoryid=47|imageid=2197|float=left}

На живописных берегах реки Ипуть, на старой мглинской дороге, расположена деревня Корсики — самая южная точка Смоленской области. Это одно из древнейших поселений нашего края. Сейчас эта деревня входит в состав Ершичского района, до революции это были земли обширного Рославльского уезда Смоленской губернии.
О многовековой истории деревни говорят многочисленные исторические памятники. Южнее деревни, на правом берегу Ипути, у стариц расположено городище размером 27 на 15 метров. На этом же берегу, но южнее, по дороге в Семиричи находится поселение бронзовой эпохи – оно занимает мыс высокой правобережной террасы, — здесь встречаются обработанный камень и фрагменты сосудов бронзового века. По сообщению археолога А. Н. Лявданского, проводившего раскопки в 1927 году, в ряде мест у деревни Корсики были найдены полированные топоры со сверлиной и клинья, бронзовый кельт.

Вокруг деревни большое количество курганов: два — восточнее деревни на левом берегу Ипути, шесть — на южной окраине на правом берегу, ещё южнее, по дороге на Семиричи, на высокой правобережной террасе по обеим сторонам балки, идущей в пойму Ипути, находится обширная группа курганов. В начале века их было 115. В 1918 году 16 из них были раскопаны археологом С. М. Соколовским: обнаружены трупосожжения с вещами, в одном из них найдены бронзовая витая гривна и бусы, в других — обломки гончарных сосудов. Сейчас сохранилось только 82 кургана, но часть из них повреждена пашней.
Професссор В. П. Голубовский в монографии «История Смоленской земли до 15 века», изданной в Киеве в 1895 году, писал, что на месте нынешнего села Корсики (Разрытое) располагался древний город Зарой-на-Ипути — последний город на юге Смоленской земли. Здесь в 1154 году встретились шедшие с войсками навстречу друг другу князья смоленский Ростислав Мстиславич (внук Владимира Мономаха) и московский Юрий Долгорукий, стремившийся расширить свои владения. Встреча завершилась заключением мирного договора, и князья разъехались — один в Смоленск, другой в Москву. Известный смоленский историк И. И. Орловский в своей книге «Краткая география Смоленской губернии», изданной в 1907 году, утверждает, что древний город Зарой-на-Ипути располагался на месте не сохранившейся древней церкви и прилегающего к ней старого кладбища села Корсики.
И если это так, то Корсики, упоминаемые как город Зарой-на-Ипути в 1154 году, являются одним из десяти известных нам древнейших поселений Смоленщины, относящихся к 12 веку. Правда, Л. В. Алексеев в монографии «Смоленская земля в 9-13 веках», изданной в 1980 году, оспаривает это утверждение и отождествляет город Зарой с городом Заруб (на реке Десне, в районе нынешнего села Рогнедино Брянской области).
Название свое Корсики получили от фамилии местных землевладельцев, дворян шляхетского происхождения Римских-Корсаковых (в книге дворянских родов они именуются как Римские-Корсаки), а до середины прошлого века село именовалось Разрытое. По преданию, вдали от речного водного пути селились племена кривичей. Из-за заболоченности мест, малопроходимости окрестностей кривичам приходилось передвигаться водным путем. За это с них взимали высокие подати племена радимичей. Если же кривичи отказывались платить, их топили в реке. Постепенно разрасталась вражда между этими племенами, которая выросла в открытую борьбу. Победив, кривичи все разрушили, сожгли, уничтожили. Так село и стало именоваться после разорения – Разрытое.
Село стояло на Мглинском большаке. Сейчас Мглинский большак — это проселочная дорога, когда-то обсаженная с двух сторон березами. По рассказам (рассказы передаются из рода в род) большак этот был связан с именами великих людей России — императрицы Екатерины Второй и светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического. Сохранившиеся древние березы будто бы были посажены еще в те екатерининские времена. А раньше удобное расположение села на бойкой дороге из Рославля на Мглин — в Черниговские земли и на судоходной по весне Ипути способствовало его стабильному экономическому развитию.  По переписи 1859 года в нём проживало 297 жителей, было 43 двора, церковь, постоялый двор.
В селе находилась усадьба, основанная в середине XIX века капитан-лейтенантом В.В. Римским-Корсаковым и принадлежавшая ему до конца столетия, в 1900-1910 гг. усадьбы перешла к его дочери Н.В. Рахманиновой с мужем гофмейстером, действительным статским советником Н.Ф. Рахманиновым.
К концу 19 века село выросло, в нём проживало 500 человек, были почтовая станция, крестьянская богадельня, больница, два храма, земская мужская школа.
В 1896 году была открыта церковно-приходская школа для девочек. Содержание этой школы взяли на себя (в год требовалось 60 руб.) попечительница школы, жена В.В.Римского-Корсакова С.Ф. Римская-Корсакова (25 руб.), церковное попечительство (15 руб.) и священники корсиковской церкви Ольховский и Четыркин (по 10 руб.). Первой учительницей школы стала окончившая Смоленское Епархиальное училище Мария Морозова.
По сведениям на 1907 год, в селе проживало уже до 800 человек, имелось 6 лавок, ежегодно проводились трёхдневная Покровская ярмарка, в Корсиковской волости работали хрустальный и стекольный заводы.
Основное занятие крестьян — земледелие, но в связи с нехваткой земли и её неплодородностью часть жителей уходила на заработки в промышленные районы Украины (Екатеринослав, Юзовка), а также занимались кустарным промыслом: гнали дёготь, изготавливали телеги, сани, колёса, изделия из ивы, гончарную продукцию.
После Октябрьской революции и бегства помещиков земельные наделы крестьян увеличились. В помещичьем доме была образована коммуна. Село было административным центром Корсиковской волости, которая была  образована в ходе реформы 1861 года и входила  в состав Рославльского уезда Смоленской губернии.
В 1924 году Корсиковская волость была укрупнена присоединением к ней упразднённых Католинской и Прыщанской волостей. В 1929 году, в связи с введением новых административно-территориальных единиц — областей и районов, Корсиковская волость была расформирована.
Ныне территория бывшей Корсиковской волости разделена между Клетнянским районом Брянской области, Ершичским районом Смоленской области и Хотимским районом Могилёвской области (Белоруссия).
По состоянию на 1904 год в состав волости входили следующие населённые пункты:
• деревня Александровка
• деревня Богдановка 1-я
• деревня Богдановка 2-я
• деревня Головлевка
• деревня Елисеевка
• хутор Жадунка
• хутор Жарики
• хутор Ивановка
• деревня Калечье
• деревня Карды
• хутор Клюевка
• село Корсики
• деревня Крестовая
• деревня Любутовка
• хутор Мариингоф
• село Марьинское (Каменец)
• хутор Михайловское
• деревня Меловая
• деревня Ольшово 1-е
• деревня Ольшово 2-е
• хутор Ольшово
• деревня Петровка
• деревня Ростынка
• деревня Рухань
• деревня Семиричи
• хутор Слобода Боробановка
• деревня Старина
• деревня Титовка
• деревня Тищенки
• деревня Толстуха
• деревня Хера
• деревня Чернавка
 Численность населения Корсиковского сельсовета накануне войны составляла 1672 человека, в том числе в Корсиках — 782.
С первых же месяцев фашистской оккупации в окрестных лесах начали действовать партизанские отряды, в состав которых входили попавшие в окружение советские воины представители советско-партийного актива района. 2 сентября 1942 года отряд под командованием А. Озернова совершил налёт на немецкий гарнизон в Корсиках. В этом бою погиб комиссар отряда А. Свиридкин, председатель Ершичского райисполкома.
В ходе Смоленской наступательной операции в конце сентября 1943 года войска 10-й армии Западного фронта освободили от оккупантов территорию района, и в том числе и Корсики.
Началось восстановление разрушенного хозяйства. Корсики стали центром одноимённого сельсовета и колхоза.
Начиная с 60-х годов, село как и многие другие смоленские деревни, начало приходить в упадок:
1978 год (Смоленская область. Краеведческий словарь) — деревня Корсики, Руханского сельсовета, центральная усадьба колхоза имени Карла Маркса. Численность населения 286 человек, восьмилетняя школа.
1987 год (анкета «Смоленская деревня», составленная студентами пединститута в ходе экспедиции, проводимой под руководством профессора Г. Т. Рябкова) — д. Корсики, центральная усадьба колхоза имени Карла Маркса, 84 двора, 235 жителей, имеются школа с 33 учащимися, почта, Дом культуры, магазин, медпункт. Сохраняется старинный парк.
2007 год – (Википедия) д. Корсики входит в состав Руханского сельского поселения, 221 житель, действует Дом культуры, магазин, Корсиковская основная общеобразовательная школа.

Церковь Рождества Богородицы
В Ершичском районе до наших дней сохранились всего два памятника архитектуры: церковь Вознесения в селе Кузьмичи и церковь Рождества Богородицы в Корсиках.
До 90-х годов прошлого века в с. Корсики был старый деревянный храм, простоявший более 150 лет. Был он уже ветхим, да и малой вместительности, а село росло.
В 1885 году на сборе прихожан было решено построить новый, каменный. Для сбора средств и руководства строительством избрали церковно-приходское попечительство в составе: председателя, местного помещика В. В. Римского-Корсакова и двух других непременных членов, местных священников Григория Ольховского и Георгия Четыркина. От епархии было получено разрешение на строительство.
Но одних церковных средств на строительство оказалось недостаточно. В 1885 г. было открыто церковно-приходское попечительство, задачей которого стало изыскание средств на благое дело. Основным фондом у попечительства был, по решению крестьян, ежегодный взнос крестьян по 50 копеек с ревизионной души (таковых в приходе было 1550), в период же строительства ежегодный взнос возрастал до 1, 2, и даже 3-х рублей.
Кроме того, прихожане изъявили желание доставлять свои дрова на кирпичный и известковый заводы, а также обязались безвозмездно подвозить все материалы к месту строительства церкви, что и исполняли добросовестно и аккуратно.
Сначала решили строить деревянный двухпрестольный храм в честь Рождества Богородицы и святителя Николая. Но случилось крушение царского поезда 17 октября 1888 г., вся царская семья осталась жива. В память этого чудесного спасения крестьяне решили возвести каменный трехпрестольный храм — третий придел посвятить небесному покровителю Александра III, святому князю Александру Невскому. О таком желании прихожан членами попечительства был подан адрес на имя императора. На нем царь написал: «Благодарю». Такое внимание государя побудило прихожан как можно скорее начать работу.
На земле помещика Василия Римского-Корсакова устроили кирпичный завод, а на земле крестьян — известковый. Когда кирпича и извести было выработано достаточное количество, то, по благословению епископа Гурия, на земле, пожертвованной Римским-Корсаковым, в присутствии губернатора В. О. Сосновского был совершен чин закладки церкви. Это произошло 15 июня 1890 г.
К 1982 г. накопленные деньги закончились и строительство церкви было под угрозой остановки. Тогда решили подать прошение на имя наследника царя, Николая Александровича, о пособии на возведение храма. В ответ поступило 3000 рублей из капитала Медынцевой. От губернатора В. О. Сосновского получено еще 2000 рублей, от протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского) — 100 рублей. Иван Яковлевич Загорский (управляющий имением Римского-Корсакова) пожертвовал 1000 рублей. Из собственных средств Николая Александровича выделено 2000 рублей. Кроме того, было много других пожертвований от разных лиц.
С помощью этих средств строительство церкви благополучно завершилось. В 1894 г. храм был изнутри оштукатурен, выложены мозаичные полы, а в 1895—1896 гг. установлен иконостас, сделаны крыльца и в подвале устроена печь для отопления, что в то время являлось редкостью не только для села, но и для города. С помощью теплого воздуха обогревался весь храм, несмотря на его значительную высоту и объем.
На строительство церкви ушло 1,5 млн. штук кирпичей, около 20 тыс. пудов извести, не считая строительных материалов, безвозмездно доставляемых крестьянами. Денег израсходовано 35 тысяч рублей. В отчёте по строительству сказано: «Храм построен в строго византийском стиле, вмещающий до тысячи человек; купол в нём зиждется на четырёх массивных столбах; как снаружи, так и внутри отличается своею оригинальностью, фигурами и лепными работами, престолы все три устроены в ряд, иконостас дубовый с умеренною золочёною работой, иконы на иконостасе писаны все золотом чеканном поле; утварь вся новая, большой колокол — тоже новый, отлитый в Москве на заводе Самгина, весом в 110 пудов»
Главными руководителями работ были три человека: председатель церковно-приходского попечительства В. В. Римский-Корсаков и непременные члены попечительства — священники Георгий Ольховский и Георгий Четыркин.
Храм возведён на ровном и красивом месте в стороне от дороги, идущей из Рославля на Мглин, на земле, пожертвованной Римским-Корсаковым (дядей композитора).
17 октября 1896 года состоялось освещение и открытие храма. На него приехали по частной железной дороге, не доходящей до села трёх вёрст, епископ Смоленский и Дорогобужский Никанор с группой архирейского хора, губернатор Сосновский и другие почётные гости.
В 1905 г. на месте деревянной церкви была возведена каменная часовня, которая в 1909 г. на средства одесской купчихи Елизаветы Сктедер перестроена в храм и освящена во имя святого Александра Невского. Эта церковь была приписана к главному храму в честь Рождества Богородицы.
Храм Рождества Богородицы стал гордостью и украшением села. Сохранялся он долгие годы.
9 апреля 1939 г. церковь Рождества Богородицы решением Смоленского облисполкома упразднена и передана под хозяйственные нужды. Церковь Александра Невского была закрыта еще в 1931 г.
Во время Великой Отечественной войны храм Рождества Богородицы был открыт для богослужений. В 1944 г. он передан общине верующих государством в бессрочное пользование.
В 1947 г. местный священник Александр Козловский обратился в облисполком с заявлением о завышении взимаемых с его семьи государственных налогов и просил разобраться в этом. В ответ на просьбу отца Александра было получено такое постановление:
«Глава семьи Козловский является служителем Корсиковской церкви в качестве священника. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 8 июля 1939 года хозяйство Козловского привлечено к обложению госналогом правильно, по нормам, установленным для кустарей-одиночек».
Обложение непосильным налогом в то время широко применялось на практике по отношению к священнослужителям. Видимо, преследовалась определенная цель: обложить священника таким налогом, чтобы он не смог его заплатить и был вынужден покинуть приход, либо отказаться от сана и вступить в колхоз. Также практиковалось высокое денежное обложение храмов, чтобы община, не сумев рассчитаться с государством, заявила о самоликвидации. Как бы там ни было, в результате страдали храмы.
Возможно, вследствие вышеописанной политики налогообложения в Корсиках с 1947 по 1962 гг. сменилось несколько священников. А с 1962 г. в связи с недостатком кадров смоленские архиереи совсем не присылали сюда священника. Храм был полностью разграблен в 1964—1965 гг. И лишь в 1974 г. церковь была взята на государственную охрану.
В 1978 г. уполномоченный отдела по религиозным культам вместе с секретарем местного райисполкома и председателем Руханского сельского Совета проверили состояние Корсиковской церкви. Вот к какому выводу они пришли:
«Ни договоров на передачу имущества верующим, ни их копий, подписанных учредителями, не сохранилось. Инвентарной книги на государственное имущество, переданное в свое время (сразу после войны) верующим, нет ни в религиозном объединении, ни в райисполкоме. Церковь совершенно разграблена еще в 1964—1965 гг. Не сохранилось ни одной вещи, ни одного предмета, кроме здания, дверей и окон без стекол. Крыша сейчас течет. Службы в церкви не было с 1962 года, т. к. Епархиальное управление ни разу не присылало священнослужителя.
В 1968 году Шумячский райисполком (по существовавшему тогда административному делению) разрешил местному колхозу (без ведома Совета по делам религии) хранить в церковном помещении зерно …
По моему мнению, верующие не подпишут заявление о закрытии церкви и не проголосуют об этом на собрании граждан. Вряд ли найдется возможность и использовать пустующее здание церкви.
Уполномоченный по делам религий
/Подпись/»
В таком плачевном виде пребывала в то время церковь, а ведь здание уже находилось под опекой государства.
3 мая 1981 г., во время грозы, от удара молнии сгорела одна глава с деревянным перекрытием.
В октябре 1983 г. к уполномоченному по делам религий обратился облисполком с представлением о снятии с регистрации религиозного объединения села Корсики.
«Религиозное объединение Рождествобогородской русской православной церкви в селе Корсики Ершичского района не работает с 1962 года. Имущество церкви полностью разграблено 15—17 лет тому назад. Здание церкви находится в аварийном состоянии. В течение 20 лет верующие не поднимают вопросов о возобновлении деятельности религиозного объединения и удовлетворяют свои религиозные потребности в близлежащих церквях, расположенных на территории этого района и соседней Брянской области.
Исполком Смоленской области Совета народных депутатов просит решить вопрос о снятии с регистрации религиозного объединения в селе Корсики как развалившегося.
Первый заместитель Председателя исполкома
/Подпись/»
Изучив вопрос о Корсиковской церкви, уполномоченный пришел к следующему мнению:
«Считаю возможным снять с регистрации религиозное объединение как распавшееся.
Аварийное здание в настоящее время пустует. Руководители района и колхоза, на территории которых располагается здание церкви, не испытывает нужд и необходимости в использовании этого здания под культурные и общественные нужды.
Уполномоченный совета по Смоленской области
/Подпись/».
6 января 1964 г. религиозное общество села Корсики было снято с регистрации, и приход прекратил свое юридическое существование.
В церковном здании размещалось картофелехранилище, проводились танцы. Доски, брус, часть мозаичной плитки растащены. Неудачей варваров закончились лишь попытки отбить кирпичи — раствор XIX в. оказался крепче самих кирпичей.
В конце 90-х годов XX века небольшая группа верующих деревни Корсики стала хлопотать перед местными и областными властями о выделении средств и материалов на восстановление храма. По благословению митрополита Кирилла, в 2000 г. были возрождены приход и церковный совет. Сбором необходимых документов и поиском спонсоров занимался настоятель Ершичской церкви иерей Роман Ткаченко.
Ершичский лесхоз выделил на строительство храма делянку леса по льготным ценам для заготовки необходимых материалов.
Летом 2002 г. около Корсиковского храма появились несколько штабелей пиломатериалов для ремонта крыши и кровли. Так и лежат они сейчас на бывшем церковном дворе. Во время недавних гроз упала еще одна деревянная глава, остов её лежит на крыше храма. С немым укором  смотрят в небо выбитые окна одного из немногих относительно сохранившихся на Смоленщине храмов.

Источники:
1. Чижков А.Б. Ершичский район. Корсики (Разрытое) /А.Б. Чижков, Н.Г. Гурс-кая//Смоленские усадьбы. Каталог с картой расположения усадеб. — Смоленск, 2009, с.71-72.
2. Рафаил (Ивочкин) иеромонах. Рославльская земля: православные храмы.-Смоленск:2011.-С.147-152.
3. crlib.ru
4. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область. — М.: Наука, 2001, с.458.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.