Прощай, паровоз…

{phocagallery view=category|categoryid=61|imageid=2238|detail=6|float=left}

В шести километрах от Рославля, на железной дороге Рославль – Фаянсовая, находится единственная в России база стратегического резерва локомотивов, или, как называют её в народе, «кладбище паровозов». Последние оставшиеся там 12 паровозов могут быть вскоре утилизированы, то есть попросту распилены на металл.
Как сообщает газета «Известия», от паровозов открещиваются и железнодорожные войска Министерства обороны, и ракетные войска стратегического назначения, за которыми была зарезервирована часть паровозов, и Ремонтное локомотивное депо Смоленск, в котором сообщили, что уже потихоньку распиливают старую железнодорожную технику.

Рославльское «кладбище провозов» было создано после ХХ cъезда КПСС, когда Совет министров принял решение прекратить строительство паровых машин и пустить их все под резаки. И только угроза ядерной войны со стороны США спасла огромный паровозный парк от распилки на металлолом. Всем действующим паровозам был определен особый статус стратегического резерва. Считалось, а некоторые в этом уверены до сих пор, что паровозы – лучшая техника на случай ядерной катастрофы. Им не нужна электроэнергия, они могут быть заправлены топливом и водой в любом месте, где растут деревья и есть водоем; в случае чрезвычайной ситуации они могут не только возить грузы и людей, но и служить в качестве котельной для отопления многоквартирных домов.
По всей стране были разбросаны десятки сверхсекретных баз, подобных рославльской. Эти объекты не были обозначены ни на одной карте и очень хорошо охранялись.
{phocagallery view=category|categoryid=61|imageid=2239|detail=6|float=left}

В январе 1991 года от этих баз решили отказаться, большинство паровозов было пущено на металлолом. Оставили, на всякий случай, только одну-единственную – под Рославлем. Статус стратегического резерва база потеряла в 2004 году, когда было упразднено Министерство путей сообщения.
Сейчас в стране очень мало тех, кто умеет не только водить паровозы, но и разбирается в них. Такие специалисты остались в Московском депо и в депо на станции Тихорецкая в Казани, где сейчас реставрируется одна из паровых машин, которая будет возить туристов на ретромаршрутах. Совсем недавно ремонтировали и реставрировали паровозы и в Рославле. В наш филиал Смоленского локомотивного депо даже приезжали учиться водить машины на паровой тяге машинисты из других городов. В России, да и во всем мире хватает состоятельных туристов, которые готовы платить большие деньги за удовольствие проехать по ретромаршруту на ретропоезде, а значит, и паровозы и машинисты еще долго будут нужны.
Поддержание паровоза в рабочем состоянии – удовольствие не из дешёвых и стоит минимум 300 тысяч рублей в год. Но, как бы то ни было, будет очень печально, если наши рославльские паровозы распилят на металл. Ведь каждая из этих машин – это целая история и, по сути, музейный экспонат, а само «кладбище паровозов» могло бы стать настоящим музеем под открытым небом. Недаром ведь наш город и его окрестности облюбовали кинематографисты именно для съемок сцен с участием паровозов.
Но, к сожалению, скорее всего нам придётся ездить любоваться на рославльские паровозы в другие города. Практически все машины на паровой тяге из экспозиции Музея железнодорожной техники на столичном Рижском вокзале, прибыли из Рославля. Еще два наших паровоза стоят на постаментах возле стадиона «Локомотив» в Москве и на станции Новозыбков.
База под Рославлем, кстати, по сей день находится под круглосуточной охраной, там запрещена кино- и фотосъемка, так как на этой базе кроме паровозов хранятся и электровозы.
Фото с сайта http://transphoto2007.livejournal.com

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.