«Художник буйного таланта…»

{phocagallery view=category|categoryid=64|imageid=2815|float=left}

Исполняется 110 лет со дня рождения советского живописца, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Сталинской премии второй степени и Государственной премии СССР Фёдора Саввича Шурпина.
Ф. С. Шурпин родился 14 (27) сентября 1904 года в бедной крестьянской семье в деревне Кирякинка бывшего Ершичского, а ныне Шумячского района Смоленской области. Он был подростком, когда впервые увидел в школьном театре нарисованные декорации. Это послужило толчком к тому, что Федор решил стать художником.

В 1922 году по комсомольской путёвке направлен на учёбу в Москву на рабфак искусства. Своими настоящими учителями он считал жизнь и великих живописцев — Рембрандта, Тициана, Милле, Рубенса.
Это было время, когда стране были необходимы художники- идеологи, готовые отдать свой талант для отражения советской действительности. Федор Саввич Шурпин – из этого поколения.
Известность молодому художнику приносит картина «Краснознаменка» (1933 г.), находящаяся сегодня в Третьяковской галерее. Уже в это время он складывается как самобытный художник, имеющий свой взгляд на жизнь и свой стиль.
Во время Великой Отечественной войны Шурпин часто ездил на фронт, писал портреты военных летчиков и картины на военные темы.
В 1949 году за картину «Утро нашей Родины» (1946-48 гг.) Федор Шурпин был удостоен Сталинской премии второй степени. Работа была закуплена Государственной Третьяковской галереей. Его современники вспоминали, что более популярной картины тогда не было, ее репродуцировали и выпускали миллионными тиражами.
Таланту Шурпина подвластны все жанры. Он автор исторических и бытовых композиций, портретов, пейзажей, натюрмортов. Главной, ведущей в творчестве художника была крестьянская тема («В гостях у колхозника», «В родном селе», «На колхозных полях», «Трудовые ночи», «1919 год», «Память народная» и другие).
Но две темы, которые он сам считал основными в своем творчестве и к которым обращался в течение всей жизни, – это крестьянство и материнство. Тяготея к реалистическому направлению, он всегда ревностно отстаивал его как единственно ценное в искусстве.
В последнее своё десятилетие, по сути, похоронив «партийную» составляющую своего творчества, Шурпин полностью посвящает себя русскому пейзажу. В 1960 году он пишет удивительно эмоциональную картину «На Оке», полную ликования молодости, свежести и чистоты чувств. «Я хотел написать свободу», – говорил о ней художник.
В те же 60-е Шурпин снова возвращается к теме материнства («Крестьянский сын», 1963, «У материнской груди», 1964), приступает к большому эпическому полотну «Память народная», на котором изображён старый обычай Смоленщины поминать всем миром тех, кто жив в памяти и сердце.
Шурпин часто приезжал на родину, жил и работал в деревне Рудня Ершичского района. В 1969 году в поселке Шумячи была создана художественная галерея, в основу которой положена подаренная художником коллекция картин: «Материнство» («Близнецы»), «Спящий ребенок», «Первые шаги», «Мать», «На колхозных полях», «Последний луч», «Туман над Ипутью», «Возрождение», «Память народная», «На родине», «1919 год» и другие.
Умер Ф. С. Шурпин в 1972 году в Москве.
Художником буйного таланта назвала Федора Шурпина в посвященном ему когда-то стихотворении его дочь Татьяна Ромадина. «Он был сыном своей эпохи, — написано о Ф.С.Шурпине в очерке Александра Ильина. — Под ослепляющим светом космополитических идей, в точном соответствии с грандиозным планом «преобразования природы» взращивался и собирался урожай «нового искусства», подарившего миру дивную, доселе невиданную смесь пропаганды и искренней духовности творчества…».
Эти слова как нельзя лучше характеризуют самобытность и талант художника. В зале Рославльского музея, посвященном нашим прославленным землякам, в том числе и Федору Саввичу Шурпину, вы сможете воочию убедиться в этом.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.