Школа как жизнь

{phocagallery view=category|categoryid=68|imageid=3238|float=left}

Предлагаем нашим читателям интервью директора школы № 10 Леонида Гильича Когана, которое он дал редактору радио «Радимичи» В.В. Степченковой.
— Леонид Гильич, расскажите о том, как Вы пришли в педагогику.
— Я педагог во втором поколении. Моя мать – учитель математики с сорокалетним стажем, которая посвятила всю свою сознательную жизнь обучению детей. Когда я достиг возраста, в котором мне нужно было выбирать  профессию, я практически без колебаний выбрал педагогический вуз.

Окончив его, в 1991 году я пришел в самую молодую школу Рославля — десятую. Это была одна из крупнейших и современных школ Рославльского района. Проработав учителем физики 10 лет, я стал директором школы.
Человек, который приходит в школу после вуза, чтобы понять образовательный процесс, должен окунуться в ученическую среду. Я начинал дружить, общаться с детьми, погружаться в их проблемы, и вместе с ними мы достигали достаточно хороших результатов и в учебе, и в спорте. Мои дети были победителями городских и призерами областных олимпиад. Мы ездили на различные конкурсы, в том числе и конкурсы информационных технологий. В Рославле мне довелось стоять у истоков этого конкурса благодаря моему другу и коллеге О. А. Шевченко. Таким образом, моя жизнь директора школы была несколько проще, так как я пришел в должность, уже окунувшись в педагогическую атмосферу, атмосферу школьной жизни.  В течение 15 лет я вижу, как должна школа развиваться, чем должна совершенствоваться, что необходимо сделать, чтобы нашим детям было комфортно в школе, чтобы родители этих детей имели только положительную мотивацию, когда они привели своего ребенка в стены нашего образовательного учреждения.
— Как должна развиваться школа в дальнейшем, и как она развивается сейчас?
— Не побоюсь быть неоригинальным: школа должна развиваться в ногу со временем. Сейчас время свершений, время новых технических, экономических побед, естественно, современная школа должна соответствовать этому. Учащиеся должны быть в курсе современных достижений науки и техники. И хотя некоторые западные деятели образования рекомендуют узко специализировать обучающихся, я склонен к тому, что образование должно быть многосторонним, многогранным, расширяющим интеллект ребенка, расширяющим его кругозор. Дети должны хорошо ориентироваться во всех направлениях жизни, уметь разговаривать на любые темы. Пусть это будет не очень широкий круг знаний, но эти знания все равно необходимы на определенной ступени образовательного процесса.  Ведь, если человек обладает  узким кругом знаний, он просто не будет интересен своему собеседнику. Он становится  маленьким винтиком в некоем механизме, который будет крутиться всю оставшуюся жизнь.  Поэтому до ступени среднего общего образования учащийся должен развиваться во всех направлениях, чтобы, придя в среднюю школу,  он смог сделать правильный для себя выбор.  И уровень этого образования должен быть обеспечен на основе современных знаний педагогической науки, на основе современного инструментария, приборов, устройств, необходимых для осуществления этого процесса.  Но всегда в основе этого обучения  находится учитель.  Слово учителя, как слово пастыря, должно вести ученика к запланированным целям.
— Насколько этому процессу помогает государство?
— Есть вертикаль в системе образования, как и в системе власти, в который мы  являемся той ступенью, где и осуществляется обучение учащихся. Наши ближайшие руководители – Рославльский комитет образования и Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи — осуществляют контроль и способствуют организации образовательного процесса, сопровождают  инновационные площадки.  В нашем комитете образования прогрессивный, думающий руководитель — С.В. Филипченко. До нас доводится вся необходимая информация, которая способствует развитию системы образования района. Сейчас готовится полноценная законодательная нормативная база для каждого образовательного учреждения, чтобы мы работали правильно, в рамках действующих законов и выполняли основные задачи,  стоящие перед современной школой.
— Каково ваше отношение к тому, что у педагогов, по их мнению, слишком много бумажной работы?
— Это больной вопрос. Действительно, если сравнивать тот документооборот, который был 15 лет назад, когда я стал молодым руководителем, и тот документооборот, который у нас имеет место быть сейчас, можно сказать, что  — это небо и земля.  Если в прошлом  на оформление всей документации во всей школе уходило 5-7 пачек бумаги, то сейчас мы это измеряем десятками пачек. Бесспорно, в этом  есть рациональное зерно:  проводить мониторинг, смотреть  за результатами и методами работы необходимо.  Но моя глубокое убеждене – учитель должен заниматься учебной работой: он должен учить детей,  заниматься расширением своего кругозора, изучать новые методики, технологии, знакомиться с новым оборудованием.  Но  учителя много внимания уделяют оформлению отчетов, разных анализов, которые требуют  много времени, в результате педагогу не всегда удается полностью реализовать себя как учителя, как наставника, как воспитателя.
— Сколько сейчас в вашей школе обучается ребят?
— У нас школа  полного цикла: есть  четыре дошкольные группы, в которых воспитываются дети от полутора лет до семи, далее дети получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование.  В общей сложности в школе №10 обучаются порядка 850 человек.  В связи с улучшением  демографической ситуации  за последние три года  количество выросло примерно на 200 человек. Это очень хороший показатель.  И многие дошкольники, приходя из детского сада, не испытывают трудностей адаптации к школе.
— Созданы ли в вашей школе классы для детей с ограниченными возможностями?
— В прошлом году государство выделило достаточно большие средства для создания соответствующей среды в школе, чтобы дети с ограниченными возможностями могли получать образовательные услуги. Сейчас в школе №10 создан класс психомоторной коррекции, где дети могут получать логопедическую помощь, развивать моторику верхних и нижних конечностей. С этой целью закуплено серьезное оборудование. Кроме того, создан класс информационных технологий, в котором мы установили специальное компьютерное оборудование для детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Есть у нас дорогостоящие приборы, которые позволяют детям, имеющим серьезные отклонения в зрении, прочитать тексты, делая тем самым их обучение комфортным. На данный момент мы внедряем инклюзивное образование только в рамках дефектологической работы. Мы исправляем дефекты речи, у нас очень хороший логопед А.А. Малахова, имеющая профессиональное образование. Наше образовательное учреждение всегда открыто для контактов, общения. Мы рады помочь тем детям, которые  захотят исправить эти дефекты.
— Какой вы представляете школу будущего?
— Это  комфортная, оснащенная, светлая и благополучная школа, в которой обучаются дети с удовольствием, в которую учителя приходят с радостью,  все живут своей школой, это школа патриотов. Я хочу, чтобы все дети не только в нашей десятой школе, но и в любой другой школе города Рославля, Смоленской области, и всей России были патриотами своей Родины, своего города, своей школы, своего дома. И если это будет,  то тогда нам учителям будет работать комфортно с детьми, а детям — с нами, потому что все мы —  участники одного образовательного процесса.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.