Рославльский ВРЗ: от кризиса — к динамичному развитию

16 декабря на профсоюзной конференции работников АО «РВРЗ»  был заключён коллективный   договор на 2017 – 2019 годы.  Для предприятия это — основной закон, по которому завод будет жить в ближайшие три года.
Заключение коллективного договора – это не только утверждение важнейшего документа, это подведение итогов, принятие планов, обозначение перспектив. Обо всём этом  по завершении профсоюзной конференции в беседе с нашим корреспондентом рассказал  генеральный директор АО «Рославльский вагоноремонтный  завод» Юрий Александрович ЧЕРНЯК.

— Юрий Александрович, три года, прошедшие после принятия предыдущего коллективного договора, – своеобразная веха в жизни предприятия, как, впрочем, и в жизни нашего города и всей страны. За это время завод многое пережил, были спады и подъёмы производства, был жесточайший кризис. Как жил и выживал наш завод в этих условиях?
— Предыдущие три года были не самыми простыми в жизни предприятия. В железнодорожном машиностроении даже в «лихие» 90-е было проще находить заказы, обеспечивать загрузку предприятия, своевременно выплачивать зарплату и обеспечивать работников социальными льготами, которые всегда у нас были значительно выше, чем на других предприятиях и в городе, и в области.
2014 год стал рекордным для нашего завода по объёму производства за всю новейшую историю предприятия: было выпущено товарной продукции на 6 миллиардов рублей. Мы построили 2639 новых вагонов, не говоря о прочей продукции, как то: колёсные пары, тележки. Но в 2015 году грянул кризис, который был вызван многими причинами: и внешними факторами, и проблемами с избытком подвижного состава на сети железных дорог России, и снижением производства на многих предприятиях, что повлекло за собой уменьшение потребности в подвижном составе. Все это резко сократило потребность в нашей продукции. Как следствие – разительный контраст по объёму производства: 2 миллиарда 478 миллионов, то есть в два с половиной раза меньше по сравнению с 2014 годом.
Кризис продолжился и в нынешнем году, и только в октябре – ноябре нам удалось переломить ситуацию, завод начал выходить на докризисные объёмы производства. Этот год мы закончим на уровне 2015 года, то есть примерно  2 миллиарда 400 миллионов рублей реализованной продукции.
— Как удалось переломить ситуацию в лучшую сторону? Какие планы у завода на 2017 год?
— В предыдущие два года, какой бы тяжёлой ни была ситуация, никто руки не опускал. Шла серьёзная кропотливая работа по решению тех проблем, которые стояли перед заводом. Мы все помним возвращение к ремонту подвижного состава в 2015 году. Было очень многое сделано, затрачены серьёзные деньги, выстраивалась некая стратегия работы предприятия на ближайшие годы… Но решением правительства с 1 января 2016 года  эксплуатация подвижного состава с продлением срока службы была запрещена. Таким образом, вся работа по сертификации ремонта таких вагонов была практически сведена к нулю.
Несмотря ни на что, мы продолжали искать варианты, искать продуктовую линейку, которая даже в условиях кризиса пользовалась бы спросом. Было понятно, что полувагоны, которые пользовались спросом на протяжении последних десяти лет, в ближайшей перспективе востребованы не будут. Поэтому было принято решение заняться производством специализированного подвижного состава, в первую очередь платформ для перевозки лесоматериалов. Этот выбор оказался правильным, такие платформы пользуются устойчивым спросом.
Еще один продукт, на который мы очень рассчитываем, — это платформа для перевозки танк-контейнеров. Что это такое? Это цистерна, заключенная в раму, которая может, в отличие от вагонов-цистерн, перевозиться как железнодорожным, так и автомобильным, морским, речным транспортом. То есть танк-контейнер доставляется на железнодорожной платформе к месту выгрузки либо перегрузки на другой вид транспорта для дальнейшей транспортировки.  Но имеющийся парк платформ не способен перевозить тяжеловесные танк- контейнеры с опасными грузами. Наша платформа сможет перевозить такие контейнеры. Отсюда хороший спрос на нее. В январе получим сертификат соответствия и начнем серийное производство новой модели подвижного состава. К слову сказать, это уже пятая модель платформ, производство которых мы освоили за последние 4 года.
— Контейнеры для перевозки опасных грузов – это оборонный заказ?
— Нет, это гражданские грузы. К ним относятся нефтепродукты, химические вещества. Это достаточно широкий спектр грузов, производство и перевозка которых сейчас динамично развивается.
— Несмотря на кризис, Рославльский вагоноремонтный завод всё-таки продолжает оставаться самым крупным и стабильным предприятием города и одним из ведущих предприятий в Смоленской области.
— Да, несмотря на все сложности, за три года мы выпустили продукции почти на 11 миллиардов рублей. Это 4120 новых вагонов, 25 тысяч колёсных пар, без малого две тысячи тележек.
За 11 месяцев нынешнего года ВРЗ выпустил продукции на 1 миллиард 900 миллионов рублей, что превышает выпуск всех промышленных предприятий города вместе взятых.
— Значит ли это, что кризисные явления для завода миновали?
— Я считаю, что сегодня уже можно с уверенностью сказать, что кризис для нашего завода остался позади. Портфель заказов на 2017 год, по самым скромным подсчётам, превысит 6 миллиардов рублей. По многим позициям уже подписаны контракты. Это прежде всего платформы:  для перевозки леса и перевозки танк-контейнеров. Компания «Транслес» планирует приобрести у нас 500 длиннобазных и 500 короткобазных лесных платформ. Платформ для перевозки танк-контейнеров планируем произвести не менее  1200 единиц – максимум того, что позволяют наши производственные мощности.
Кроме того, уже подписаны с тремя потребителями договоры на поставку колёсных пар, которые мы сегодня выпускаем двух типов: с буксовым узлом  с осевой нагрузкой 23,5 тс и инновационные, с подшипниками кассетного типа, с осевой нагрузкой 25 тс.  Объем заказа – 15000 колесных пар.
— Как отразится увеличение объёма заказов на благосостоянии заводчан? Планируете ли Вы повышение зарплаты на заводе?
— Поскольку 2017 год мы видим достаточно экономически эффективным, по согласованию с советом директоров приняты следующие решения. Во-первых, принято решение о начале поэтапного повышения заработной платы. С первого января зарплата всех рабочих будет повышена на 15,5%. Повышение зарплаты инженерно-технических работников проведем во втором квартале.
Во-вторых, выплатим вознаграждение за преданность компании. Наше предприятие, кстати, единственное в области, где существует подобное вознаграждение. Для нас это еще один месячный фонд оплаты труда.
— Судя по всему, Вы достаточно оптимистично смотрите на ближайшие три года.
— Ну, на трёхлетний период сегодня загадывать сложно, но ближайшие два года будут для нас достаточно динамичными. Мы, что называется, попали в десятку с новыми видами подвижного состава.
— Будете ли Вы в связи с увеличением объёма заказов набирать дополнительно персонал?
— Сейчас на заводе работают 859 человек. На тот объём заказов, который есть до конца нынешнего года, мы персоналом обеспечены. Для производства платформы для перевозки танк-контейнеров нам понадобится принять дополнительно около 80 человек. Так что в начале января мы начнём набирать рабочих.
Хотелось бы подчеркнуть, что время, когда на заводе работало около полутора тысяч человек, прошло. Значительная часть рабочих в те годы была занята на ремонте вагонов, где внедрение средств автоматизации крайне проблематично. Сегодня в новом вагоностроении один человек обеспечивает такие же объёмы производства, как 4-5 в вагоноремонте.
— Юрий Александрович, как, по Вашему мнению, влияет положение дел на вагоноремонтном заводе на жизнь рославльчан, на социально-экономическую стабильность в городе и районе?
— Сегодня можно с уверенностью сказать, что мы стали градообразующим предприятием. Рост заработной платы, о котором я сказал выше, будет работать на социальную стабильность в нашем городе, потому что наши работники – это покупатели товаров и потребители различных видов услуг. Соответственно, эти деньги придут в малый бизнес, в магазины, что, в свою очередь, обеспечит и дополнительные рабочие места, и прибыль, и налоги.
Общеизвестно, что каждое рабочее место в машиностроении обеспечивает пять рабочих мест в смежных отраслях. Так что наше развитие – это не только поддержка предприятий Рославля и Рославльского района, но и, например, металлургов, поскольку в ближайшее время нам понадобится металл в больших объёмах.
— Юрий Александрович, что бы Вы хотели пожелать рославльчанам в преддверии Нового года?
— Хотелось бы пожелать всем сотрудникам предприятия, которое я имею честь возглавлять, а также всем жителям Рославля и Рославльского района в первую очередь  хорошего здоровья, чтобы все кризисные явления, которые коснулись всех нас, остались в уходящем году, чтобы в 2017 году развивались не только вагоноремонтный завод, но и остальные предприятия города. Всем вам, дорогие рославльчане, желаю счастья, успехов и всего самого наилучшего.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.