Последний гудок бронепоезда

Бои, развернувшиеся в Рославльском районе в июле — августе 1941 года, носили исключительно ожесточенный характер.
28-я Армия генерала Качалова сражалась с превосходящими силами противника в довольно сложных стратегических условиях. Чтобы облегчить ее положение, командование Красной Армии в разное время направило в этот район боевых действий четыре бронепоезда.

Следует заметить, что наиболее активно этот вид вооружения использовался в самые тяжелые периоды лета — осени 1941 и 1942 годов.
Выполняя задание подвижных артиллерийских батарей и используя целые железнодорожные пути, бронепоезда очень сильно помогали нашей пехоте, попадавшей в тяжелые ситуации оборонительных боев 1941 года.
Но наряду с успешными действиями бронепоездные дивизионы несли и большие потери. Отрезанные порой от основных сил, не имея путей отхода, экипажи вынуждены были подрывать материальную часть и с боем выходить из окружения. Особенно большой урон бронепоезда понесли от действий фашистской авиации и из-за слабого зенитного вооружения в первые дни Отечественной войны.
История бронепоездов начиналась в далеком 1923 году, когда на базе Брянского рельсопрокатного, железоделательного, сталелитейного и механического завода, расположенного в городе Бежице, создавался машиностроительный завод «Красный Профинтерн» — единственный в довоенном Советском Союзе завод, выпускавший бронепоезда. Здесь же проводились их ремонт и модернизация. Программа выпуска составляла 5-6 бронепоездов в год. Комплектование команд осуществлялось за счет рабочих завода «Красный Профинтерн», призывников и мобилизованных из Орловской области.
Одним из самых первых бронепоездов, который стал действовать под Рославлем, был БЕПО (сокращение от слова «бронепоезд») №40 под командованием капитана Ф. С. Руденко. Его деятельность по оказанию помощи  стрелковым дивизиям и другим частям Красной Армии началась с 13 июля и была довольно активной до 4 августа.
БЕПО №40 неоднократно выручал пехоту, которая, нуждаясь в помощи, обычно обращалась к нему с «вежливой» просьбой: «Борис Петрович! Дай прикурить!» И бронепоезд «давал прикурить», курсируя по маршруту от Сещи до Рославля.
Майор Д.Д. Цилицкий (слева) и капитан И.И. НемазанниковВскоре за БЕПО №40 появился и начал действовать БЕПО №46 (командир — капитан И. И. Немазанников), оказывая поддержку 222-й стрелковой дивизии. Но в условиях военного времени, когда на фронте происходили сиюминутные изменения, этот бронепоезд здесь долго не задержался и был направлен для оказания помощи воинским соединениям в Белоруссии, а затем на Черниговщину.
Надо понимать, что действие бронепоездов происходило при постоянных бомбежках вражеской авиации, совершавшей ежедневные налеты на железнодорожные станции и места сосредоточения наших войск. Помимо этого приходилось следить, чтобы диверсанты, которых немцы забрасывали в тыл советских войск, не взорвали железнодорожные пути.
С 22 по 24 июля самолеты противника ежедневно бомбили железнодорожные станции от Рославля до Сещи и близлежащие населенные пункты. Особенно в эти дни досталось станции Пригорье, на которую только 24 июля было сброшено 7 бомб.
Сильной бомбежке 24 июля в 13-00 и 17-00 подвергся и город Рославль. От разрывов бомб много строений было разрушено, а от 30 горевших зданий возник огромный пожар. 25 и 26 июля немцы вновь бомбили город, усилив тем самым и без того бушующие пожары.
Фронт стремительно приближался к городу, находясь в конце июля от него всего в 20 км. С ухудшением военной ситуации к Рославлю 2 августа были направлены бронепоезда №48 «Брянский рабочий» (командир — старший лейтенант М.Н. Мещерский) и №49 «Имени Профинтерна» (командир — лейтенант А.Н. Крохин) из состава 12-го дивизиона бронепоездов. Эти боевые машины, вооруженные четырьмя 76-миллиметровыми пушками и восемью станковыми пулеметами, были построены еще в 1937 году и находились в резерве бронетанковых войск РККА. Экипажи этих БЕПО получили задачу действовать на участках Жуковка — Липовская и Брянск — Жуковка для оказания помощи войскам Красной Армии.
Захваченный немцами бронепоезд в РославлеНо утром 4 августа бронепоезд №48 подвергся сильной бомбёжке. От мощного взрыва бомбы из строя был выведен паровоз и получены другие повреждения. Среди личного состава несколько человек погибло, многие получили контузии и ранения. При помощи вспомогательного паровоза БЕПО №48 пришлось убывать на ремонт в Брянск.
В ЭТО ЖЕ самое время немецкие самолеты подвергли бомбардировке и БЕПО №40 на участке Липовская — Рославль. В результате бомбежки железнодорожный путь был взорван в трех местах, лишив тем самым БЕПО №40 маневра. Положение дел осложнялось еще и тем, что команде бронепоезда, восстанавливающей разбитый путь, пришлось вести бой и с немцами, находившимися в это время на территории нынешней Перенки. Справиться самостоятельно с поставленной задачей БЕПО №40 не смог и обратился за помощью.
В 18.00 4 августа БЕПО №49 получил задачу прикрыть восстановление пути на участке Липовская — Рославль для помощи отрезанному БЕПО №40. Прибыв на место, БЕПО №49 вынужден был с ходу вступить в бой с 12 немецкими танками, которые курсировали по Брянскому шоссе от Рославля. Однако вести прицельный огонь по противнику мешал высокий лес, к тому же после 7 выстрелов пришлось вообще выйти из боя из-за поломки обоих орудий.
Понимая, что исправить путь не получится, командир БЕПО №49 приказал взять с собой команду и часть имущества бронепоезда №40.
Перед самым отходом машинист оставленного бронепоезда последний раз дал гудок своего паровоза, звук которого, словно прощальная песня, разнесся по окрестностям.
Не успела бронированная машина начать движение, как в небе появились 11 вражеских бомбардировщиков. Сделав круг, самолеты начали пикировать и бомбить бронепоезд. Несмотря на превосходство в самолетах, хваленые немецкие асы никак не могли попасть в БЕПО. Машинист, умело маневрируя, не давал фашистам никакой возможности прицельной бомбежки. Вдобавок ко всему команда бронепоезда вела по противнику весьма плотный огонь из пулеметов. И, как потом отмечали пехотинцы, «три сбитых самолёта, покувыркавшись в небе, врезались в землю».
Однако на перегоне Липовская — Пригорье несколько бомб разрушили путь, и БЕПО №49 остановился. В это же время бомбы разбили рельсы и за бронепоездом, лишив его маневра. Одна бомба упала между площадкой и паровозом, убив старшего машиниста и кочегара, несколько разорвалось рядом с бронепоездом. БЕПО остановился, но и самолеты, израсходовав боезапас, тоже улетели.
Похоронив шестерых товарищей, погибших в ходе боя, команда приступила к подъему сошедшего с рельсов броневагона, но эти работы успехом не увенчались.
5 августа БЕПО №49 «Имени Профинтерна» был оставлен на участке Липовская — Пригорье у разъезда Любестово. Забрав с собой всё, что можно было взять, и выведя из строя всё, что не подлежало съему, команда покинула «стальную крепость» и слилась с частями Красной Армии, находившимися в этих местах.
P.S. Осенью 1941 года оставленные бронепоезда немцы оттянут в вагоноремонтные мастерские Рославля и попытаются их восстановить, но из этой затеи так ничего и не получится.
Из командиров БЕПО, воевавших под Рославлем в 1941 году, практически все пройдут войну, уцелеют и доживут до почтенной старости.
Капитан Иван Иванович Немазанников впоследствии станет майором и, будучи заместителем командира 1201-го самоходно-артиллерийского полка, 13 апреля 1944 года, находясь с передовой батареей полка, погибнет в бою юго-западнее дер. Гросс-Либенталь в Одесской области.
С окончанием Великой Отечественной войны необходимость в бронепоездах отпадёт, их выпуск прекратится, и «сухопутные крейсеры», внеся весомый вклад в дело Великой Победы, навсегда уйдут в историю.

Литература
1. Оперативные сводки по 217-й стрелковой дивизии 28-й Армии от 14 июля по 12 августа 1941 года.
2. Коломиец М. В. Бронепоезда в бою 1941-1945. «Стальные крепости» Красной Армии. Издательство: Эксмо, 2010 г.
3. Сухопутные крейсеры Брянска http://www.kray32.ru/stat20_02_11.html
4. Подвиг народа   http://podvignaroda.ru/podvig-flash
5. ОБД Мемориал http://www.obd-memorial.ru/html/index.html

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.