Деревня Бехово и её обыватели на рубеже веков

Среди неприметных деревень и деревенек Рославльского района встречаются еще такие названия, история которых уходит в столь древние времена, что и понять невозможно, когда и как здесь зарождалась и развивалась жизнь. Посмотришь на такую деревню, порой едва-едва заметную теперь, с высоты прошедших веков, подивишься её прошлому да с глубоким вздохом сожаления снимешь шапку в память о её предках.

На территории Жарынского сельского поселения к одной из таких деревень можно с уверенностью отнести деревню Бехово, расположенную в 10 км к юго-западу от железнодорожной станции Пригорье и в 9 км от границы с Брянской областью.
Своё название Бехово получило от диалектного слова «бехать», то есть бить, колотить. Когда в этих местах впервые стали что-то бить и колотить, сказать трудно, но, тем не менее, в историю деревня попала.
Московская Русь, удачно завершив русско-литовскую войну 1500 – 1503 годов, далеко на запад расширила свои границы. В 1503 году в результате заключенного с Литвой перемирия сроком на 6 лет к Московскому государству отошли огромные территории. В итоге из Рославльского повета Великого Княжества Литовского московской стороной были отобраны многие населенные пункты, в том числе и деревня Бехово. С этого момента Бехово и окрестности находились в составе Вороницкой волости Брянского уезда. И лишь только в 1776 году после нового Генерального плана межевания земель деревня отошла к Рославльскому уезду Смоленской губернии.
Как происходило развитие этого края за многовековую историю, предположить несложно. Один из священников села Покров-Кошкина писал: «Главным занятием и источником к жизни прихожан является земледелие, каковое во все времена их жизни ведется плохо, хлеба у большинства не хватает, також и корму, отчего и скотоводство плохое и в малом количестве».
Основная причина подобных условий жизни крылась в специфике природно-климатических условий исторического центра России. Ведь здесь при всех колебаниях в климате цикл сельскохозяйственных работ был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней (примерно с середины апреля до середины сентября по старому стилю). В течение четырех столетий  крестьяне этих мест находились в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у них просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота. Таким образом, крестьянин буквально без сна и отдыха пахал землю, но ее урожайность не оправдывала трудов.
Постепенно под влиянием скудости природы апатичность и малоподвижность стала заметной чертой характера местного мужика. Малоподвижность крестьянина, лишенного к тому же нормального питания, становилась вполне разумным способом Жители деревни Беховоэкономии жизненной энергии, а чрезмерное усердие в труде истощало силы, не принося дохода и не возмещая затраты.
Пример такой жизненной философии привел один из местных священников: «Вследствие дешевизны рабочих рук многие крестьяне предпочитают за неимением других заработков сидеть дома, не доевши, по пословице: «хоте не доедно, зато долежно».
И деревня Бехово не была тому исключением. При большой плотности крестьянского населения люди хронически недоедали, так как могли обеспечить себя хлебом только до Великого поста. Всё это особенно пагубно сказывалось на детях, которые были бледными, болели рахитом и очень часто умирали.
Относилась же деревня Бехово к Епишевскому приходу. В 1880 году на службу в церковь села Епишева поступил священник Дмитрий Иванович Конокотин. Начиная с 1883 года, его стараниями в епишевском приходе было открыто 12 церковно-приходских школ. Одна из таких одноклассных школ открылась в 1891 году и в Бехове, обучалось в ней на тот момент 86 учеников.
К концу XIX века деревня считалась одной из самых крупных в Жарынской волости. В ней насчитывалось 159 дворов, где проживало около 1050 душ обоего пола. По количеству жителей Бехово немного уступало только Волконщине.
Жители деревни БеховоСовременник-журналист, посещая Бехово в марте 1899 года, оставил записки о жизни здешних крестьян и проблемах, волновавших их более всего. В частности он писал: «Среди деревни протекает ручеек, по обе стороны от которого стоят крестьянские хаты. Постройки здесь до того скучены, что по крышам можно пройти через всю деревню, а случись пожар, то, пожалуй, не уцелеет ни одного двора.
Бороться с огнем здесь невозможно, потому что нет пожарной трубы, да и воды летом достать трудно, так как единственный ручеек от летней жары часто пересыхает.
Думали крестьяне среди деревни вырыть озеро, но среди них не нашлось лиц, которые бы могли поддержать эту инициативу, то вопрос был предан забвению.
Ближайший начальник – сельский староста – выбирается миром на сходе, причем обращается внимание, кто из кандидатов согласится служить дешевле.
С введением монополии на водку пьянство здесь не прекратилось; вместо одного кабака, бывшего ранее, продажу водки практикуют теперь несколько беспатентных продавцов, которые торгуют безо всякого страха за ответственность. Причем водка часто привозится дешевая из соседней Орловской губернии, а так как через деревню лежит большая проезжая дорога на Рославль и идут многочисленные обозы с лесом на станцию Ивановку Риго-Орловской железной дороги, то водки здесь продается гораздо больше, чем в любой винной лавке.
До введения монополии на водку (1894 г.) беховское общество получало с содержателя трактира арендную плату около 300 рублей. С введением монополии крестьяне потеряли эту арендную плату. Тогда некоторые представители беховского общества предложили сельскому старосте обложить налогами беспатентных продавцов в пользу общества. По требованию сельского старосты всех продавцов спиртными напитками собрали вместе, но вопрос о количестве налога для каждого из них так и остался неразрешенным.
Большая часть жителей деревни Бехово живет крайне бедно, но есть и прасолы, которые живут за счет бедняков, и обогатились, обирая последних (прасол — скупщик мяса и рыбы… для розничной, мелочной распродажи. Прасолы ездили по деревням и селам, скупая животных, которых хозяева планировали забить. В дальнейшем скотина забивалась, и парное мясо продавалось по более высокой цене. По сути, те же самые спекулянты — купить подешевле, продать подороже).
Под расписку, которую скрепляет сельский староста, прасолы дают нуждающимся деньги в долг под 36%, а немного раньше давали даже под 60%. Кроме процента должник отдает в пользу заимодавца до уплаты долга полоску земли или ниву, которая по большей части навеки переходит в руки прасола. Вследствие чего многие домохозяева потеряли большую часть земли. Не будучи в состоянии уплатить долга, крестьянин лишается заложенной нивы, занимает снова деньги или хлеб, и новая полоса нивы переходит в руки прасола.
Беспрсветная нужда для большинства жителей в этих краях была явлением обычным. Ни кустарных, никаких других промыслов здесь не велось. Многие мужчины деревень Бехово, Волконщина, чтобы как-то выживать, прирабатывали буквально за гроши у лесопромышленника Великовского.
Молодежь пыталась искать счастья на шахтах Донбасса, на заводах станций Бежица и Брянск, но, по всей вероятности, хороших результатов это не давало. «Из некоторых дворов ездят в шахты на заработки, но заработков немногие приносят домой, большинство ведет там жизнь разгульную, являются оттуда ленивыми, грубыми и с замашками к воровству и разбоям», – писал об этих людях всё тот же местный священник.
Пройдёт совсем немного времени, и вихри исторических событий XX века пронесутся по России, ломая и меняя многовековые устои русского крестьянства. Не останется в стороне от этих событий и Бехово. Будет за минувшее столетие в жизни этой деревни еще много чего и плохого, и хорошего, и печального, и радостного. Но теперь, в XXI веке, глядя на утопающую в зелени летом или засыпанную снегами зимой деревеньку Бехово, невольно приходит мысль: «Ещё немного, и, наверное, скоро и здесь навсегда перестанут «бехать».
Фото предоставлены автором.
Источники и литература:
Газета “Смоленский вестник” от 11.03.1899 г. №56,
Д.И. Будаев, Б.А. Махоткин. Топонимический словарь Смоленской области, «Смядынь», 2009 г.
Иеромонах Рафаил. «Рославльская земля: Православные храмы», Смоленск, 2011 г.
Виктор Тимушев. Статья о кричевском участке литовско-московской границы. 2011 г. http://www.hist-geo.net/index.php?p=184&more=1&c=1&tb=1&pb=1
Ф.Д. Николаев. «О тех, кто боролся за установление советской власти» в книге “Воспоминания участников борьбы за власть Советов в Смоленской губернии”. Смолкнижиздат, 1957 г.
“Быт и нравы смолян”. Поисково-исторический форум http://smolbattle.ru/threads/Быт-и-нравы-смолян.933/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Архивы

© Рославльская правда 2019. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.