Когда б имел златые горы…

Если вам когда-то приходилось бывать на святом источнике, что находится недалеко от Савеева, то, вероятно, вы обращали внимание не только на природную красоту, религиозную атрибутику и прочее великолепие здешнего места, но и на необычное творение рук человека — большое железное дерево.
Народ давно окрестил это дерево свадебным, так как сделано оно было специально для молодых пар, приезжающих сюда из Десногорска и окрестностей в день своего бракосочетания. Дерево сверху донизу увешено разноцветными лентами, вперемешку с дверными замками и замочками разнообразных форм с оригинальными надписями новоиспеченных супружеских пар.
Поклявшись друг другу в любви и верности, нынешние «Иваны» да «Марьи» замыкают свой замочек, а ключик забрасывают затем вглубь здешней речки Каторовки. С этого момента каждая пара считает, что их семейное счастье надежно спрятано на дне реки, а молодых ждет долгая жизнь в любви и согласии.
Конечно, в нынешнее время у молодых людей многое изменилось в вопросах подхода к заключению брака, созданию семьи, но, тем не менее, для русского общества эта тема всегда была очень актуальна и значима.
Хотелось бы напомнить, что в дореволюционной Смоленщине этому вопросу отводилась огромная роль. К семейной жизни готовились от рождения ребенка до свадебного пира. Процесс этот был далеко не простой. Вся подготовка к браку условно делилась на четыре периода.
Предсвадебный период — не канун свадьбы, а время от детских лет до свадебной обрядности. От Покрова до Великого поста устраивались молодежные вечеринки, проводившиеся в избах. После Пасхи начинались весенне-летние увеселения. Девушки использовали свое право на развлечения, отведенное народной моралью: «Гуляй пока голова не покрыта», «Покроют головушку, наложат заботушку».
Второй период являлся уже более осознанным, выражаясь в предбрачных увеселениях молодежи. Вечеринки и посиделки являлись распространенными формами развлечений в смоленской деревне. В Великий пост, когда вечеринки проводить не полагалось, посиделки оставались единственной формой общения молодежи, и то только в определенные дни; прясть, например, не разрешалось в среду и пятницу, в воскресенье запрещалась вообще всякая работа.
Вечеринки проходили с Покрова до Великого поста, обычно по субботам и воскресеньям. Особенно часто проводились вечеринки в Святки. На игрищах молодежь знакомилась, сближалась, узнавала друг друга. Молодец «себе пару выбирает: ту, которая получше, лицом побелее, бровями почернее».
Естественно, вечеринки не обходились без танцев и игр. В деревне Савеево, например, танцы под гармонь или балалайку давали возможность девушкам определить, кто лучше из парней «выделывает коленца». А самой распространенной была такая игра. Парень и девушка садились на скамейку спиной друг к другу, по команде поворачивались. Если оба поворачивались в одну и ту же сторону, то целовались, если в разные, то нет.
К третьему периоду следует отнести начальные этапы свадьбы. Когда парню исполнялось 17-18 лет, родители подумывали о том, что в дом надо брать невестку. О согласии детей не спрашивали. Девушек обычно выдавали замуж тоже в 17-18 лет, но бывали исключения. Чтобы девица не пошла в блуд, ее могли выдать замуж и в 14 лет. В Рославльском районе девочки с 9-10 лет уже начинали принимать посильное участие в приготовлении собственного приданого, в 13-14 лет уже ждали сватов. Надо было знать, в какие дни «идти в сваты». Нельзя было свататься в понедельник (тяжелый день), в среду и пятницу (постные дни). Для сватовства эти дни считались неудачными. Лучшими днями считались суббота и воскресенье.
За сватовством следовали смотрины, то есть знакомство с хозяйством жениха. Если всё шло «по чину», то определялось время сговора. Брачный сговор вершили родители. Они договаривались о размере приданого и предполагаемом дне свадьбы. Традиционным временем свадеб считался месяц январь, называемый как большАя «свадебница».
Залючительной частью сговора было обручение, совершавшееся в церкви и являвшееся закрепленным общественной моралью обязательством жениться на девушке. Существует несколько толкований слова «обручение»: от слова «обруч», то есть кольцо; другое толкование — от слова «рука», так как при обручении били рука об руку, «обручались», закрепляя совершенный «ряд».
К положенному сроку заканчивалось приготовление «сундука», т.е. приданого. Незаметно подходили предвенечные обряды последнего, четвертого периода. Одним из самых важных моментов предсвадебного периода была невестина вечеринка (девичник). В Рославльском районе в обряд входило последнее расплетение косы невесты. Её сажали на деревянную колоду, покрытую белой скатертью. Когда невеста с колоды вставала, девушки стремились побыстрее занять ее место, чтобы в этом же году выйти замуж. На девичнике девушки водили хороводы, лили слёзы искренние, лили и слезы, предписанные обрядом.
Наступало утро самого насыщенного свадебного дня.
В этот день жених и невеста по обычаю находились вначале отдельно друг от друга, что симолизировало неизвестность невесты жениху. Отсюда и само название «невеста», то есть «неизвестная».
В ряде деревень Рославльского района первый день свадьбы был насыщен обычаями и обрядами, связанными с выездом свадебного поезда в церковь, а затем возвращением из нее в дом жениха.
Приехавших за невестой не сразу впускали в дом. За невесту требовался выкуп. В Савееве выкуп существовал следующий. Прежде всего, предстояло открыть дом невесты. Ключ находился в банке с водой. Дружка жениха должен его достать, но так, чтобы не пролить воду. Когда ключ доставали, двери дома все равно не открывали, говорили: «Невеста очень дорогая, требуется большой выкуп!» Выкуп платили деньгами или конфетами. Тут же возникала новая преграда: надо было найти невесту. Она наряжалась в одинаковую одежду с подругами, головы всех покрывались схожими платками. Был известен другой вариант выкупа — свадебная елочка. В лесу срубали небольшую елочку. Подруги невесты украшали её лентой и бумагой. В день свадьбы елку ставили на стол перед невестой, дожидаясь жениха. Жених после выкупа должен был сломать ёлку и только тогда мог невесту забрать. Но тут вступались замужние женщины. Они мешали жениху брать и ломать эту ёлку
После выкупа проводилось небольшое застолье для поезжан — тех, кто приезжает на свадебном поезде. Жених и невеста в этом застолье не участвовали: им нельзя было до венчания принимать пищу. Венчание проходило в церкви, представляя собой особый церковный ритуал, ставивший целью подчеркнуть таинство брака. Обычно оно совершалось после обедни.
Обрядовыми действиями была обставлена церемония встречи молодых по приезде в дом жениха. Родители жениха благославляли молодых иконой и хлебом-солью. Обсыпали овсом, желая им богатства и плодородия.
Между тем подходило время для начала застолья. Молодых усаживали в красный угол. Гостей рассаживали за столом в зависимости от степени родства. Начинался свадебный пир, заключительная, самая веселая и эмоциональная часть длительного свадебного действия.
Со временем многие дореволюционные свадебные обычаи и традиции ушли в прошлое. На смену им пришли новые, советские. Не успели люди оглянуться, как и эта эпоха канула в лету. Сегодняшние же парни и девушки подходят к созданию семьи совсем иначе, чем их сверстники в былые времена. Вступая в брак, молодые люди сейчас далеки от тех традиций, которые веками вырабатывались в народе. Но как бы там ни было, это теперь и не столь важно. В нынешних условиях, при выстраивании новых семейных отношений, важно, чтобы замочек, однажды повешенный молодоженами на свадебное дерево, навсегда оставался бы закрытым.
Алексей ИВАНЦОВ.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.