О войне, работе и учениках Михаила Маслова

{phocagallery view=category|categoryid=33|imageid=833|detail=6|float=left}

Во дворе Грязенятской школы у березового колодезного сруба «растут» огромные ромашки. В фойе круглосуточно «несет охрану» бравый солдат в мундире воина старой русской армии. По всей школе среди цветов, в классных комнатах и даже в кабинете директора фигурки сказочных персонажей и разных животных. Все это выполнено в основном из дерева учениками школы под руководством учителя технологии Михаила Георгиевича Маслова.
В мастерской – рабочие верстаки и ухоженные, в хорошем рабочем состоянии небольшие станки «пенсионного возраста»: сверлильный и токарные по металлу и по дереву. Сюда даже обращаются по производственной необходимости работники СПК, чтобы болт, втулку или еще какую-либо детальку для трактора или комбайна выточить.

А на стене – стенды с грамотами, дипломами и благодарностями за участие в районных и областных творческих выставках и конкурсах, где школьники постоянно занимают первые или призовые места. Конечно же, главная заслуга в этом школьного учителя технологии и руководителя кружков творчества М.Г.Маслова, о котором с большой теплотой и уважением отзываются школьники, коллеги по работе и односельчане.

Автобиография (рассказывает М.Г. Маслов)
Родился в 1967 году в деревне Грязенять. Мать работала поваром в местной больнице, отец – водителем, потом учителем трудового обучения в Гореновской школе. В семье было трое детей. Брат служил в охране Смоленской АЭС, сейчас военный пенсионер, работает в Десногорске. Сестра – частный предприниматель. К сожалению, рано ушел из жизни отец, а три года назад – мать.
Закончил 8 классов в Грязенятской школе, поступил в Рославльское ПТУ №11 (сейчас лицей №7), получил специальность машиниста экскаватора. Немного поработал и пошел служить в армию. После демобилизации совсем неожиданно бывший директор школы и наша соседка Анна Марковна Мартыненкова предложила стать учителем трудового обучения. Вначале я отказался, так как не было ни опыта работы, ни соответствующего образования. Но потом все-таки меня уговорили, пообещав послать на курсы, помочь словом и делом и сказав, что получить высшее образование можно и заочно.
Так я стал учителем. Закончил курсы в Смоленском институте усовершенствования учителей, потом еще несколько раз учился на курсах усовершенствования. Но вот получить высшее образование у меня не получилось.
С первых же уроков труда, учитывая наставления педагогов на курсах и вспоминая опыт отца на такой же работе, попытался чем-то увлечь ребят, чтобы им было интересно что-то сделать своими руками. Начали с самого простого – с разделочных досок. Потом постепенно стали осваивать резьбу по дереву. Вот так и работаю почти двадцать пять лет.
Очень доволен, что у нас много талантливых детей, которые с удовольствием занимаются изготовлением поделок, участвуют в выставках и конкурсах. Они часто приносят материал, в основном дерево, корни, наросты на стволах…
Но бывает, и так: притащили ученики как-то камень, обыкновенный булыжник. Спрашиваю: а это еще зачем? Отвечают, что это почти готовая лягушка. И правда: немного подправили, подкрасили, и сейчас эта «лягушка» поселилась около школьной раздевалки.
Здесь, в школе, далеко не все работы наших учеников. Что-то дарим, раздаем, а лучшие поделки отправляем на конкурсы – самые удачные, как правило, оттуда не возвращаются. Может, это и хорошо – пусть другие на них смотрят, если нравится.
Дома я пытаюсь работать не только с деревом, но и с проволокой, с металлом. Сварочный аппарат себе купил для этих целей.
Жена работает в местной администрации, дочь учится в лицее №7 – в том самом училище, которое я когда-то закончил.
Всю жизнь занимался спортом, играл в волейбол. Сейчас, правда, это увлечение приходится сдерживать из-за проблем со здоровьем…

Характеристика (от директора Грязенятской школы Аллы Петровны Рысевой)
{phocagallery view=category|categoryid=33|imageid=835|detail=6|float=left}

В Грязенятской школе мы с Михаилом Георгиевичем стали работать почти в одно и то же время, почти четверть века назад. Он замечательный, добрый, отзывчивый человек, всегда готов прийти на помощь тому, кто в нем нуждается.
Отличный педагог. Его уроки технологии увлекательны, развивают воображение, чувство прекрасного. Отрадно видеть, когда во время школьных субботников, убирая территорию, ученики находят какие-то интересные ветки, корни и несут их своему учителю, чтобы посоветоваться, можно ли из них сделать ту или иную забавную фигурку или композицию. А потом посмотришь – обломок той самой ветки превращается в настоящее произведение искусства.
Помимо уроков технологии Михаил Георгиевич ведет кружок технического творчества, а своими «золотыми руками» делает много добрых дел для школы. Сейчас у него есть план соорудить для школы резную беседку – эту работу сдерживает только отсутствие материалов.
К предстоящей переаттестации, которая будет проходить в Смоленске, постараюсь сделать все, что в моих силах и в пределах компетенции директора школы, чтобы Михаил Георгиевич получил первую квалификационную категорию. Но есть опасения, что все его награды и благодарности, победы учеников в конкурсах и выставках и прочие заслуги может перевесить одна формальность – отсутствие высшего образования.
Маслов – не только замечательный педагог, но и прекрасный семьянин, отличный отец, был заботливым сыном. Вместе с тем он довольно скромный человек. А так как скромные люди не очень любят рассказывать о своих заслугах, надо, чтобы о них говорили другие. Поэтому совсем не случайно на областной конкурс «Смоляне – защитники Отечества» наша ученица Маргарита Васькина подготовила реферат о жизни М.Г.Маслова, в котором большое внимание уделено его службе в армии.

Он прошёл по той войне (из реферата ученицы Грязенятской школы Маргариты Васькиной)
Реферат называется «Он прошел по той войне», так как после «учебки» с 16 ноября 1986 года по 21 июня 1988 года (год и семь месяцев!) механик станции спутниковой связи Михаил Маслов выполнял свой воинский долг на территории Демократической Республики Афганистан. В его обязанности входило обеспечение связи с командованием, наблюдательными пунктами, сопровождение воинских колонн.
Многие рейды запомнились на всю жизнь. При сопровождении груза до Герата саперы с собаками обнаружили огромную бомбу с взрывным устройством, которую «душманы» закопали под бетонной дорогой. В другом рейде под их «самоходкой» взорвалась мина – взрыв разнес гусеницу машины, но никто не пострадал.
В тракторе, который они остановили на дороге, сидели старик и девушка с автоматом под паранджой – почему-то она не стала стрелять. Попадали под обстрелы, когда за 15 минут надо было выкопать окоп для экипажа и машины. И выкапывали, чтобы остаться в живых, а потом залечивали кровавые мозоли.
Порой было страшно. Но были и минуты приятного отдыха, просмотр кинофильмов и концертов. К солдатам приезжали Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Александр Розенбаум и многие другие замечательные артисты и вокально-инструментальные ансамбли.
Михаил Георгиевич говорит, что никаких подвигов не совершал. Но о том, что он прошел ту войну достойно, говорят многочисленные благодарности и грамоты, в том числе Грамота Верховного Совета СССР и три медали, одна из них – «От благодарного афганского народа».
Раз в год, 15 февраля, в День памяти воинов-интернационалистов, он надевает свою военную форму, берет в руки гитару и поет «афганские» песни.
Безмерен подвиг их, сынов войны,
Тех, кто отчаянно сражаясь,
Погиб, не опуская головы,
И тех, кто с нами жить остались!

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.