История деревни Волконщина

{phocagallery view=category|categoryid=33|imageid=905|detail=6|float=left}

Вот уж никогда не думала, что однажды у меня появится желание написать об истории деревни, название которой в далекие 70-е годы  прошлого века я даже не слышала. Но судьба распорядилась так, что в 1978 году районо (районный отдел народного образования) направит меня работать учительницей химии и биологии в школу деревни Волконщина.
Как сейчас помню тот день. Ни родители, ни мои знакомые не знали, где находится такая деревня. А после расспросов папин друг, у которого был мотоцикл, согласился отвезти меня в деревню, в которой, оказывается, жили родственники нашего соседа.

Автобус в то время в Волконщину не ходил, и добраться до нее можно было только пешком из Липовки. А это целых 10 километров!

{phocagallery view=category|categoryid=33|imageid=906|detail=6|float=left}

Летом хорошо, можно иногда доехать на попутке. А зимой большак заметало снегом так, что грузовик проехать не мог, и тогда можно было только мечтать, чтобы случайно кто-то проехал мимо  на тракторе и добросил тебя до школы.
Несмотря ни на что, жить и работать в деревне мне нравилось. Со временем Волконщина стала мне родной, и мне захотелось узнать больше о её истории и жителях.
Существует не одна легенда или предание о том, как образовалась Волконщина. Одна из легенд рассказывает о крестьянине по фамилии Волков. Мастером он был на все руки: и плотничал, и печи мог сложить, и в кузне умел работать. Но вот чем-то не угодил он помещику. И приказал тот мужику поселиться на опушке леса. Потом уже к нему переселились его родственники, а после и другие крестьяне. И так место их обитания стали называть Волконщиной.{phocagallery view=category|categoryid=33|imageid=907|detail=6|float=right}
Первоначально деревня располагалась по дороге на Жарынь, немного восточнее того места, где она находится ныне. И принадлежала она помещику, жившему в деревне Максимково. Фамилию помещика жители называли на свой лад – «Хвантов».
А некоторые люди эту же легенду рассказывали иначе. Якобы беглый крестьянин по прозвищу Волчок убежал от помещика и прятался в лесу.
Другая легенда гласит о том, что на месте деревни в давние времена был лес, а в нем водились волки. Могло ли название деревни произойти от слова «волк»? А почему бы и нет. Тем более что этой версии придерживались многие старожилы.
Есть и научное объяснение происхождения названия деревни. Авторы «Топонимического словаря Смоленской области» Д.И. Будаев и Б.А. Махотин предполагают, что деревня названа по фамилии Волконский и являлась вотчиной одного из бывших землевладельцев многочисленного и знатного рода Волконских. И источник указан: Государственный архив Смоленской области,  фонд 391, только вот дело осталось под вопросом, без архивного номера (вместо № дела авторы поставили знак вопроса). Поэтому подтвердить эти данные никак не получится. А в архивных документах мне ни разу не попадался землевладелец деревни с такой фамилией. Или не попадалось дело, где было бы указано, что землевладельцем деревни был кто-то из князей Волконских.
{phocagallery view=category|categoryid=33|imageid=908|detail=6|float=left}

Будем считать, что с версиями происхождением названия определились. А когда же  деревня появилась, в каком году она была основана?
Берем справочник «Административно-территориальное устройство Смоленской области» за 1981 год и читаем, что деревня Волконщина принадлежала к Рославльскому уезду, а самой ранней дата упоминания о ней значится 1811 год. Как не согласиться с такими данными, ведь при составлении справочника использовались печатные источники, архивные документы. Но не так давно мне посчастливилось познакомиться с одним архивным документом конца 18-го века из Российского государственного архива древних актов (РГАДА) — «Кратким экономическим примечанием Рословской округи» (именно так — Рословской). Так вот, в этом документе читаем: «Волконщина Слюбовка тож». Значит, все-таки деревня с таким названием существовала еще до 1811 года и даже имела еще одно название – Слюбовка тож. А вот и карта «Рословского уезда» за 1780 год, и на ней все та же Волконщина, правда, название стало чуть подлиннее – Волконщина слобода тож. Отсюда напрашивается вывод, что деревне Волконщине уже более 230 лет.
Вернемся к архивному документу и посмотрим, были ли среди землевладельцев деревни князья Волконские? И не находим знакомой фамилии. Но среди землевладельцев конца 18 века видим княгиню Надежду Мещерскую, коллежского асессора Афанасия Каверзнева, подполковницу Елисавету (так в документе) Азанчевскую и капитаншу Надежду Акатову. {phocagallery view=category|categoryid=33|imageid=909|detail=6|float=right} 
Давайте на минутку заглянем в Списки населенных мест Смоленской губернии за 1859 год для того, чтобы иметь представление о том, какой было деревня в то время. Видим, что деревня Волконщина является владельческой, протекает через нее речка Любовка. Состоит она из 69 дворов, в которых проживало 353 души мужского пола и 336 женщин. Не было в деревне ни церкви, ни фабрик, ни заводов.
Так кто же был владельцем деревни в те далекие 60-е годы 19 столетия? Стоит посмотреть один документ, датированный 1860-м годом. Это «Извлечение из описаний помещичьих имений Смоленской губернии». Владельцем имения в деревне значится Федор Федорович Роговцев, и принадлежат ему 76 душ крепостных людей мужского пола. А остальные 277 душ мужского пола кому принадлежали?
В 1864 году, на основании архивного документа — плана деревни Волконщина, землей в деревне владел подпоручик Павел Федорович Рагавцов (так в документе). Соседями его были генерал-лейтенант Михаил Львович Фантон де Верайон (1804-1887) и его брат Лев Львович. Они владели землями не только в Волконщине, но и в Менчицах. А имение Михаила Львовича и его детей Льва, Екатерины и Елены находилось на окраине Малого Кошкина. М.Л. Фантон де Верайон, воспитанник военного училища для штабных офицеров, был уездным предводителем Рославльского дворянства (1847-1849 гг.) и представлял Смоленское дворянство в депутации к Николаю I.
По документам 1825 года имение Фантона находилось в Максимкове. И если вернуться чуть назад к легендам и вспомнить помещика «Хвантова», то не трудно догадаться, что речь шла именно о помещике Фантоне де Верайоне.
Еще одним землевладельцем деревни, в то время пустоши Ильинской, был капитан Павел Александрович Азанчеев.
{phocagallery view=category|categoryid=33|imageid=911|detail=6|float=left}

Вот теперь думаю, всем жителям Волконщины станет понятно, почему отдельные части деревни носят и сейчас названия – «фантонщина», «зенчеевщина» и «роговцовщина». Все они названы по фамилиям землевладельцев.
Старожил деревни Дмитрий Алексеевич Клецин рассказывал, что люди одной деревни, жившие в «роговцовщине», относились к приходу села Максимкова, поэтому и посещали церковь этого села. А жители «зенчеевщины» и «фантонщины» ходили в храм Жарыни. И в каждом районе было свое кладбище.
Учительница Наталья Михайловна Машарова вместе со своим 4-м классом в 1972-1973 годах по крупицам собирала информацию об истории возникновения деревни, записывала воспоминания старых жителей деревни и создала альбом «История деревни Волконщина колхоза имени Кирова Рославльского района».
Из воспоминаний мы узнали, как трудно жилось крестьянам при помещиках. Крестьяне должны были работать на барина и успевать обрабатывать свои небольшие участки. Сеяли они коноплю, в лужах вымачивали пеньку и продавали скупщикам. По рассказам бабушек, был такой случай: на молотьбу опоздали две женщины Семкина и Маслова. Семкина только взялась за цепь, как ее ударил плетью по уху пан. Вернулась она домой с распухшим и почерневшим ухом.
А Григорий Алексеевич Маслов вспоминал такой случай. В деревне Горохово жил помещик, который имел псарню. Жесток был пан. Он брал для новорожденных щенят женщин, кормящих грудью детей. Жил в Волконщине в то время Соленок, старик крутого нрава.  Не пустил он свою невестку к пану кормить собак. Вооружившись ружьем, пошел он к пану и убил его, когда тот появился у окна. Просидел Соленок  трое суток под мостом. Тогда собрали всех крестьян, морили голодом несколько дней, приказывали выдать убийцу, но крестьяне молчали. Пожалев крестьян, Соленок сам вышел и сдался. Больше о нем никто не слышал.
С радостью жители деревни восприняли известие о переменах в стране в 1917 году. Помещиков, как ветром, сдуло. Закрылись кабаки (а их в деревне было три). Кулаков Орешкиных выгнали из своего дома, и в нем открыли больницу. В деревне организовали первый колхоз «Коминтерн». Сначала колхоз организовали в «зенчеевщине». Председателем избрали Касаткина из Брянска, а позднее Тита Мартыновича Терехова (во время войны Тит Мартынович воевал в партизанском отряде). Потом был организован «Коминтерн №2», «Коминтерн №3». А в 1939 году три колхоза объединили в один и назвали «Коминтерн». В него-то и вошли крестьяне всей деревни Волконщина. А председателем колхоза избрали Григория Алексеевича Маслова. {phocagallery view=category|categoryid=33|imageid=912|detail=6|float=right}
Но вернемся ненадолго назад в начало 20 столетия. И посмотрим, как изменилась деревня к 1904 году. К тому времени Рославльский уезд уже был разбит на волости. Волконщина стала относится к Жарынской волости, дворов в деревне прибавилось до 158, и жителей в ней стало больше: 515 мужчин и 554 женщины. Появилась в деревне земская школа.
Из воспоминаний Сергея Семеновича Хамова школа была построена барыней Крупиной Елизаветой Рудольфовной в 1902 году. Если некоторые старожилы деревни называли разные даты постройки школы, кто 1891 год, кто 1905, то Сергей Семенович точно знает, когда ее построили. Ведь постройка школы напрямую коснулась их семьи. Помещице понравилось место на горке, где жили Хамовы, и она купила у них участок земли под школу за пять золотых монет, а остальное выдала гречкой и хлебными злаками.  Здесь и была построена начальная школа и квартиры для учителей. Помещение школы состояло всего из одного класса, и земская управа каждый год отпускала средства на наем помещения для второго класса.  Поэтому в 1908 году встал вопрос о постройке нового здания, на которое Министерство народного просвещения выделило пособие земству в размере 2500 рублей. Просматривая журналы рославльского земского уездного собрания, в журнале за 1894 год я нашла статью «Санитарный обзор земскими врачами школ Рославльского уезда», в которой земский врач Белогорский описывает состояние школ уезда, и среди них есть волконщинская школа. Та ли это школа, что построила Крупина, или другая, но школа в Волконщине была еще до 1894 года.
Одной из первых учительниц новой школы стала Елена Дмитриевна Кирсанова. В деревне она вышла замуж за продавца местного магазина Васильева. Но муж умер молодым  и осталась Елена Дмитриевна с двумя детьми на руках. Сын Виктор Данилович продолжил дело матери и всю жизнь проработал в Волконщине учителем начальных классов.
Старожилы с уважением вспоминают учительницу Нину Семеновну Кудрявцеву, учителя математики Александра Васильевича Гасанова, Новиковых. Директором школы был Иван Иванович Фомушкин.
Но пришла война и нарушила мирную жизнь колхоза. С приходом в деревню немцев Фомушкин стал бургомистром. Школу закрыли и разместили в ней полицаев. После войны школу заново отстроили. До 1962 года школа была семилетней, потом восьмилетней. А год назад школу вообще закрыли, и, несмотря на старания жителей деревни спасти здание, оно потихонечку начинает разваливаться.
{phocagallery view=category|categoryid=33|imageid=913|detail=6|float=left}

В годы войны  были расстреляны учительница Нина Семеновна Кудрявцева, депутат сельсовета Морозова Фекла Сергеевна, председатель сельсовета Михалева Мария Мартыновна. В деревне Липовка было расстреляно более 60 мирных жителей Волконщины, среди них 30 женщин и 6 детей. Непосредственное участие в этом злодеянии принимал бывший директор школы, предатель Фомушкин. В архивных документах в «Списках расстрелянных по Волконщинскому сельсовету» напротив почти каждой фамилии написано: «взяты Фомушкиным». Всего по Волконщинскому сельсовету числится 96 расстрелянных, из них 56 женщин и 6 детей. 88 человек угнано в Германию.
Закончилась война. В деревню стали возвращаться люди. Но вернулись не все, многие погибли на фронте. Их имена на памятнике возле школы.
В январе 1947 года в Рославле Военным трибуналом войск МВД СССР Смоленской области было рассмотрено дело по обвинению бывшего бургомистра Волконщинской, Жарынской, Липовской и других волостей Нефедова-Фомушкина Ивана Ивановича и бывшего старосты Волконщинской волости Тита Петровича Медведева. Следствием было установлено, что при их участии было убито и отправлено в Германию свыше 1500 человек. Они зверски истребляли гражданское население и пленных красноармейцев в период оккупации района в 1941-1943 гг. Военный трибунал приговорил Нефедова-Фомушкина к расстрелу с конфискацией имущества, а Медведева Т.П. – к 10 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет.
В 1950 году три колхоза сельсовета — «Коминтерн», «Красное утро» (д. Сурновка), «Имени Буденного» (д. Телявкино) — объединились в один колхоз, а в 1951 году присоединился и четвертый «Новая жизнь» (д. Буда). Новое хозяйство стало называться колхоз имени Кирова. Волконщина стала центром укрупненного колхоза, который объединял восемь деревень. Здесь имелся свой кирпичный завод, который обеспечивал своей продукцией соседние хозяйства. Росло материальное благосостояние и культурный уровень колхозников. Были построены три кирпичные молочно-товарные фермы, зернохранилище, крытый ток, мельница, овощехранилище, электростанция, конюшня, гараж, водокачка, радиоузел, дома для колхозников. В 1957 году построили свинарник, два крытых тока, пожарное депо, три бани. В колхозе имелась молотилка, 3 зерносушилки, пилорама, клуб, магазин, медпункт, мастерские. В 1960 году провели водопровод.
В конце 80-х годов в колхозе открыли детский сад, столовую, библиотеку. Заасфальтировали дорогу от Липовки до деревни. Пустили автобус три раза в неделю. В 1988 — 1989 годах деревню газифицировали.
Но наступили 90-е годы. В связи с ухудшением финансового положения колхоза в деревне закрылся детский сад, потом столовая. В конце концов, не стало и колхоза. А в 2011 году закрыли и школу. Молодежь стала уезжать из деревни в город.
Нынче в деревне сохранилась только почта, в которой работает один почтальон, фельдшерско-акушерский пункт, магазин, ларек, библиотека. В бывшем колхозе Кирова сегодня живет немногим более 200 человек.

Литература
1. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). «Приложение к трудам редакционных комиссий, для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Сведения о помещичьих имениях», т. 4. – С.-Петербург, 1860 г. с. 21.
2. ГАСО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 95. План земли Волконщины. 1864 г.
3. ГАСО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 15 Сведения о земледельческих владениях. 1909 г.
4. ГАСО. Ф. Р-163. Оп. 2. Д. 89.
5. Д.И. Будаев, Б.А.Махотин. «Топонимический словарь Смоленской области». – Смоленское областное книжное издательство «Смядынь». – 2009. – с. 50, 327.
6. Карта Рославльского уезда 1780 г.
7. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1355. Оп. 1. Д. 86/1519. Л. 96об. – 97.
8. Список населенных мест по сведениям  1859 года. Смоленская губерния. С.- Петербург, 1868.
9. Список населенных мест по сведениям 1904 года. Смоленская губерния.
10. Справочник «Административно-территориальное устройство Смоленской области», Московский рабочий, 1981 г.
11. «Судебный процесс по делу о зверствах немецко-фашистских наемников в Рославльском районе» // Рославльская правда. – 19 января 1947. — № 8.
12. Воспоминания жителей д. Волконщина С.С. Хамова, Д.А.Клецина.
13. «История деревни Волконщина колхоза имени Кирова Рославльского района»,  воспоминания жителей деревни, записанные учительницей Н.М.Машаровой с 4 классом в 1972-1973 гг.
14. Журнал Рославльского земского уездного собрания. – 1908.
15. Журнал Рославльского земского уездного собрания 1894 года. – Рославль. Типография Ф.Н.Екимова. — 1895. – с. 204.
16. М. Васильева. «На колхозном кирпичном заводе» // Рославльская правда. – 24 августа 1951.
17. В.А. Козлов. «У нас в Волконщине» // Рославльская правда. – 14 апреля 1957. — № 46.
18. Воспоминания жителей д. Волконщина С.С.Хамова, Д.А.Клецина, В.П.Ероховой, Курцапова Ю.Н. и Курцаповой Л.Н.
19. ГАСО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 95. 1864.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.