«Жизнь была неспокойной, но интересной…»

{phocagallery view=category|categoryid=64|imageid=2569|float=left}

Сегодня в учреждения культуры нашего города пришло много новых людей. Это факт положительный, но молодежь мало знает о том, какие мероприятия проводили работники культуры прошлых лет, какие таланты жили и живут в нашем городе, что из этого богатого наследия можно – и с успехом! – использовать в работе сегодня.
Об этом мы беседуем с бывшим руководителем Рославльского комитета по культуре, спорту и молодежной политике (1992-2003 гг.) Тамарой Анатольевной ЯКОВЛЕВОЙ.

— Тамара Анатольевна, чем, по Вашему мнению, отличается культурная жизнь прошлых лет от сегодняшней?
— Отличия между «вчера» и «сегодня», конечно, есть. И далеко не всегда они связаны с требованиями времени. Сегодня делают упор на развлекательность мероприятий, мы же старались больше заниматься просвещением.
В наше время в каждом учреждении культуры были свои профессионалы, которые вели за собой коллективы: в ДК «Юбилейном» — Сергей Сергеевич Иванов и Наталья Николаевна Воевод, в ДК «Россия» — Светлана Ивановна Васькина, в ГДК – Александра Александровна Данилова, Владимир Иванович Величкин.
Активно участвовали в культурной жизни города педагоги, врачи, работники городских предприятий, преподаватели учебных заведений – представители самых разных профессий, причем не только молодые, но и среднего возраста, и преклонного, и пенсионеры. Иногда на концертах мы выводили на сцену сразу по 200 человек – например, в общегородском хоре или в литературно- музыкальных композициях к тем или иным праздникам. Сегодня таких лидеров и такой массовости практически нет.
— Чаще всего это объясняют недостаточным финансированием культуры…
— Я хочу сказать, что денег и в наше время на культуру выделялось мало, а уж тем более в лихие 90-е. Но надо не искать объяснений, а стремиться найти выход из ситуации. В наше время важность культуры понимали не только работники этой сферы, но и руководители рославльских предприятий, которые нам активно помогали: не могли дать денег – выделяли материалы на костюмы, на декорации, давали призы, обувь для участников, не брали аренду и так далее и тому подобное.
И я до сих пор вспоминаю директоров городских предприятий и структур тех лет с огромной благодарностью – Е.А.Самородского, Л.В.Прокоповича, Ю.А.Черняка, А.М.Горшкова, В.П.Козырева, В.С.Старобыкина, А.И. Маточкина, Н.П. Лукьянова, М.Ф. Хейфеца, Т.П. Чубарову, Л.И. Казакову, В.Ф.Ряжечкина, В.Лукьянова и многих-многих других.
— Вспомните хотя бы некоторые интересные и значительные события культурной жизни прошлых лет…
— Старожилы, наверное, до сих пор помнят театрализованное представление в честь 850-летия основания Рославля, в котором было задействовано более 300 человек. А смотреть его вышел весь город, ведь историческое действо разворачивалось и на Бурцевой горе, и в парке, и на центральной площади. Это было настоящее событие.
Вообще культурный Рославль в те годы на всю область славился своими новациями. Мы первыми стали проводить Рождественские вечера на площади, благотворительные марафоны в помощь нуждающимся, фестивали творчества инвалидов. Привлекались к участию в них не только местные самодеятельные актеры, но и гремевшие на всю страну коллективы — хор имени Пятницкого, ансамбли «Песняры» и «Сябры», популярные певцы Марат Насыров, Ярослав Евдокимов, известные композиторы – Тихон Хренников, Геннадий Гладков и другие.
Телестудия «Ситалл и К», которая тогда была у нас в Рославле, широко освещала жизнь города, в том числе и культурные события, и патриотические мероприятия – бенефисы старейших актеров, отчетные концерты творческих коллективов, акции по перезахоронению останков бойцов, поднятых в ходе Вахт Памяти, митинги, встречи с ветеранами, которые тогда приезжали к нам из разных городов СССР.
— И, я помню, делегации ветеранов были не маленькие. Их нужно было встретить, разместить, накормить, найти аудиторию для встреч…
— Да, например, на 50-летие со дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков приехало более 110 ветеранов из дивизий и соединений, которые носят имя «Рославльские». Они гостили у нас три дня, и ни минуты свободной у них не было – они бывали в школах на встречах, участвовали в общегородских праздничных мероприятиях, были на вечере вдов, на вечере памяти. Потом они целый год писали нам в комитет очень теплые благодарственные письма.
— В те годы рославльчане были вовлечены в целый калейдоскоп событий, где они становились то участниками, то зрителями.
— Именно к этому и стремились в каждом учреждении культуры – дать как можно большему количеству людей возможность узнать нашу богатейшую культуру во всем ее разнообразии.
В городе был один из лучших в области театр, который с успехом подтверждал звание Народного каждые два года. Кстати, делалось это не формально – приезжала представительная комиссия из Смоленска, смотрела новый спектакль, оценивала и выносила свое решение. В театре ставили произведения и классиков русской драматургии, и пьесы современных авторов. Зал был всегда полон, а иногда билетов на спектакль было просто не достать.
{phocagallery view=category|categoryid=64|imageid=2570|detail=6|float=left}

В те годы вечером старинного русского романса открылся единственный в области литературно-музыкальный зал «Гармония». В нем проходили вечера, посвященные Тургеневу, Пушкину, Есенину. Сценарии этих вечеров писали сами, ведь среди участников было немало преподавателей русского языка и литературы.
В концертах хоровой музыки участвовали два известных в городе и области коллектива – хор единственного в России клуба ветеранов сцены «Сохранившие огонь» и хор духовной музыки (последний только за один год дал 11 концертов). В «Гармонии» выступали оркестры под руководством Виктора Дубровского и Давида Русишвили, струнный квартет Большого театра, солисты Смоленской филармонии. Повторюсь: недостатка в зрителях не было никогда.
Регулярно проходили городские и районные смотры художественной самодеятельности, смотры на предприятиях, где тоже была своя самодеятельность. А лучшие номера и участники отбирались для общегородских праздников, концертов. Такие концерты длились иногда по 2-3 часа. Выступали и танцоры, и певцы, и чтецы, и музыканты, были и сценки, и народное творчество. Лучшие из лучших представляли наш город в области, участвовали и во всероссийских мероприятиях, проходивших на сцене Дворца съездов в Москве. Особенно славились наши чтецы.
Проводилось тогда и много массовых спортивных мероприятий: зимние и летние спартакиады — городские и районные, свои спартакиады на каждом предприятии. Были популярны лыжные гонки на приз газеты «Рославльская правда», легкоатлетический забег в честь Дня Победы, соревнования разного уровня по различным видам спорта, работал городской шахматный клуб, клуб собаководства, клуб коллекционеров. Активно действовало движение старшеклассников «Территория».
При нашем комитете работали два автоклуба, которыми руководили Мира Николаевна Колобнева и Елена Эдуардовна Осадчева. Автоклубы регулярно выезжали на село, а особенно часто в период уборочной или посевной.
— Но ведь в комитете было тогда всего несколько человек – Вы, Александра Александровна Данилова и курирующие спорт Аркадий Юрьевич Слуцкий и Вера Олеговна Шугурова. Как вы все успевали?
— Да, комитет был маленький, но все работники культуры города были тогда единым коллективом. Вместе мы что-то придумывали, во всем помогали друг другу. И городские власти нам доверяли – не было ни мелочной опеки, ни придирок, ни руководящих указаний. Да и такого количества бумаг, как нынче, тоже не было. Требовалось дело, а не отчеты. В общем, жить было трудно, но интересно.
— Сегодня нередко говорят об общем упадке уровня культуры. Как это изменить?
— К сожалению, это так. Каждое учреждение культуры «варится» чаще всего в собственном соку. Особенно обидно, что утеряна связь поколений – все сегодня ориентировано, как правило, на молодых. Да и жанровым разнообразием мероприятий нынче рославльчан тоже не балуют. У нас, кстати, на городских праздниках никогда не было ни торговли, ни спиртного, а людей собиралось множество.
Практически не звучат у нас со сцены классическая музыка и литературное слово. Никто не учит участников художественной самодеятельности, как правильно выходить на сцену и как уходить, во что человек на сцене одет, умеет ли он себя вести перед зрителем. Номера собираются в концерт по принципу «у кого что есть», и непонятно иногда, ради чего в конечном итоге все это затевалось. А тексты ведущих слушать порой просто невозможно – такой ничем не обоснованный пафос на пустом месте.
И это не мелочи. Юные же участники и юные зрители приучаются считать все это нормой, примером для подражания. А ведь смысл работы любого учреждения культуры – поднимать зрителя до уровня высокого слова, высокой музыки, высокой мысли и действа, пробуждать в человеке лучшее. Таких примеров у нас сейчас, увы, немного. И опыт прошлых лет мог бы здесь помочь, если бы, конечно, он кого-то интересовал.
— Спасибо за интервью. И в Вашем лице позвольте от души поздравить с приближающимся Днем работника культуры (25 марта) всех тех, кто в разные годы радовал нас, зрителей, – ветеранов художественной самодеятельности нашего города, работников учреждений культуры. Добра всем и благополучия!

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.