Альберт Иванюк: «Заказы удержат производство на плаву»

{phocagallery view=category|categoryid=64|imageid=2871|float=left}

Людская молва не раз «хоронила» ООО «Смоленские автоагрегатные заводы». Недавно довелось побывать на этом производстве и убедиться, что завод, конечно, жив, хотя и испытывает значительные трудности. Коллектив сократился вчетверо по сравнению с «пиковыми» советскими годами, однако за последнюю четверть века по известным причинам резко упали объемы в автомобилестроении, а некогда головной завод имени Лихачева вообще приказал долго жить…
О насущных проблемах завода сегодняшний разговор нашего корреспондента с управляющим директором ООО СААЗ А. А. Иванюком.

— Альберт Анатольевич, со времени нашего предыдущего разговора прошел год, и закончили его, как помнится, на оптимистической ноте. Я имею в виду подписанный договор о поставках продукции с Набережными Челнами.
— С предприятием КАМАЗ у нас подписан договор на два с половиной года на полную комплектацию конвейера.
— Загрузка со стороны СААЗа обеспечена?
— Мы свою работу выполняем. Но хотим и можем работать с большими, чем сейчас, объемами.
— Вы уверены, что два с половиной года все будет хорошо?
— У завода с КАМАЗом заключен контракт на указанный период, поэтому считаю, что оснований сомневаться нет.
— Были ли подписаны другие договора за прошедший год? Я слышал о заинтересованности Индии в сотрудничестве с автоагрегатным.
— Индийцы были заинтересованы в свободных площадях на территории предприятия. Они выкупили одно из бывших складских помещений, завезли свое оборудование и с 1 октября организовали производство шоферского инструмента (ключи, различные приспособления; домкраты — в перспективе). Что-то поставляется на КАМАЗ, что-то идет в розницу. Это их бизнес. Рабочая сила – наша. На СААЗе индийцы заказывают термообработку и гальванопокрытие.
По договорам есть обнадеживающие подвижки. На внутреннем рынке работает компания «Технокреп». Она занимается поставкой крепежа и стройматериалов в розничную торговлю, имеет большую розничную сеть. С октября мы начали для них выпускать метизную продукцию. На следующий год вновь ждем их представителя, чтобы оговорить технические условия. Объем сделки весьма серьезный.
Появился большой заказчик и по производству нормалей, примерно полторы тысячи наименований. Это российская торговая компания. Будем для них изготовлять заказ, они – реализовывать через торговую сеть. Заказы удержат предприятие
на плаву.
— Новые заказы приведут к притоку людей на завод?
— Нет, людей пока набирать не будем. К сожалению, общая тенденция по всем нашим рынкам сбыта – снижение объемов. Постараемся удержать имеющуюся численность персонала.
Сейчас на ООО СААЗ работает 1400 человек и на выделенных из бизнеса предприятиях технопарка – еще 150.
— Альберт Анатольевич, Вы не упомянули о начале производства коммунальных дорожных машин (КДМ)…
— Почему же, я последовательно вас подводил к этому. В минувшем году начали, а в текущем вышли на дублирующее производство КДМ — то, что раньше делал Смоленский автоагрегатный завод. Инженерно-проектировочные работы и часть заготовок делаются в Смоленске; сварка, окраска, сборка, испытания и сдача в эксплуатацию автомобиля происходят в Рославле.
— Сколько коммунальных машин вышло за ворота предприятия?
— Более двадцати. Начали с производства комплектующих. Первое, что мы собрали, были щетки для подметания дорог, затем скоростные отвалы, следующим этапом стала сборка КДМ на освободившихся площадях производства «Нормаль».
— Какова судьба «Нормалей», на ваш взгляд?
— Загруженность производства в четыре раза меньше расчетной мощности предприятия. Содержать незадействованные площади очень дорого. Это аренда земли, освещение, отопление, транспорт. Поэтому сокращаем площади по плану, принятому нами еще два года назад. У нас останется один работающий корпус нормалей, куда переедут службы заводоуправления, информационно-технологические, кадровые. А освободившийся корпус будет так или иначе задействован в производстве. Мы получили подтверждение, что австрийская фирма откроет на нашей территории офис и арендует часть площадей. Далее согласно протоколу у нас организуется совместное предприятие. Фирма специализируется на поставках автомобильного крепежа специального назначения. Другие свободные площади корпуса будут предлагаться производителям в рамках принятой нами программы, к реализации которой подключены и отделы областной администрации, что позволит увеличить занятость населения.
— Наверное, потенциального инвестора или покупателя площадей не в последнюю очередь заинтересует факт, что здание находится на охраняемой территории предприятия?
— Безусловно. Если захотят, могут нанять свою охрану. Как говорится, есть варианты.
— Недавно губернатор Алексей Островский был с рабочим визитом в Беларуси и договорился с руководством по обеспечению загрузки мощностей автоагрегатных заводов в Смоленске и Рославле.
— Основной партнер по белорусскому ассортименту продукции не Рославль, а Смоленск. На совещаниях в соседней республике решались два вопроса. Первый — наши белорусские коллеги обеспокоены снижением объема потребления белорусских товаров в РФ. Второй – поставки продукции предприятий Смоленской области в Республику Беларусь и взаиморасчеты.
По Рославлю в этом году объемы поставок в Беларусь упали в два раза. Но в отличие от ситуации по Смоленскому СААЗу у белорусов перед Рославлем задолженностей нет. А поставляем мы туда крепежные изделия (болты, гайки), кузовную арматуру (угольники, тройники, тяги) и тормозную аппаратуру.
— Чтобы был устойчивый спрос, необходимо качество. Как с этим обстоят дела?
— Постепенно внедряем производственную систему, выстраиваемую под требования немецкого стандарта «TUV».
Для того чтобы выйти на рынки иностранных фирм, необходимо иметь европейский сертификат. Без его наличия поставщики даже не рассматриваются. Планируем получить в феврале будущего года. С его получением производство берет на себя высокую ответственность. Ведь сертификат нацелен на создание условий для предотвращения причин некачественного выпуска продукции, а не для фиксации и выбраковки. Требования к автопроизводителям во всем мире очень высокие.
— В разрезе повышения качества выпускаемой продукции, причем кардинального, нельзя обойти стороной вопрос технического перевооружения производства…
— Мы подписали с одной из зарубежных фирм контракт на поставку линии окраски тормозных камер, уже открывалась кредитная линия, однако санкционная война докатилась и до автопрома. Внешторгбанк был основным кредитором, но попал под санкции. Контракт приостановлен до лучших времен.
В связи с прекращением производства на ЗИЛе часть оборудования оттуда перемещаем на нашу промплощадку. Выкупаем и вывозим оборудование по обработке листового материала (ООО СААЗ и ЗИЛ – разные юридические лица, поэтому происходят взаиморасчеты).
Привезли и вскоре смонтируем линию металлопорошковой окраски.
Само же техническое перевооружение, как мы его привыкли понимать, требует постоянных инвестиций. Но их нет. Разовые инвестиции? Тоже проблема, суммы приличные, не все инвесторы к этому готовы.
— Перспектива у завода есть, Альберт Анатольевич?
— На ближайшие три года есть. Хотя чего скрывать, ООО СААЗ с декабря 2013 года переведен на четырехдневную рабочую неделю, производство «Нормаль» — с августа 2014 года. Объемы недостаточны. На КАМАЗе также четырехдневный режим работы, несмотря на то, что он крупнейший производитель большегрузных автомобилей в России. В кризисной ситуации в стране идет падение спроса на автомобили. С 1 по 9 ноября основное производство на КАМАЗе остановлено, у нас тоже, ведь 40% нашего заказа – из Набережных Челнов.
— Какой на СААЗе годовой объем производства?
— Чуть больше миллиарда рублей в 2013 году. В следующем году планируем не уменьшать объемы, что позволит сохранить коллектив.
— Не могу не задать вопрос о ДК «Россия». Однажды двухлетний его простой обошелся почти в миллион долларов ремонта. Неужели ситуация подтолкнет когда-либо к его закрытию?
— ДК «Россия» относится к РААЗу, но все же отвечу на ваш вопрос. Дворец культуры работает, практически окупая свои расходы. Все споры идут в основном по отоплению помещений в зимний период. Районные власти оказывают большую помощь, принимая меры по снижению финансовой нагрузки на ДК. Думаю, в дальнейшем ему не грозит забвение, будет функционировать, доставляя радость рославльчанам.
— И еще вопрос. Альберт Анатольевич, проясните, если возможно, историю с 35 миллионами рублей неуплаченных налогов. Якобы какой-то из директоров вынужден был внести эти средства. Странно. Директор ведь не коммерсант, а наемный работник…
— Не какой-то директор, а я. В отношении меня было возбуждено уголовное дело, я находился под следствием достаточно долго. Впоследствии дело было прекращено, так как мною была погашена возникшая задолженность по РААЗу.
— Почему Вами лично и почему по РААЗу?
— Потому что на тот момент был руководителем предприятия, еще не было разделения на РААЗ и СААЗ.
— И вся информация в СМИ соответствует действительности?
— Да. Хотя к ответственности привлекали по результатам проверок еще со времен прежнего директора Халилова. Но основной налоговый срок был, когда я стал директором.
— Вы когда пришли на завод?
— В сентябре 2012 года.
— А начислили 35 миллионов?
— Где-то в июле того года.
— Получается, взяли на себя чужие долги?
— Я знал об этом, и когда пришли материалы проверки, стал принимать меры по ликвидации задолженности. Налоговики правы, закон соблюден, а как по-другому?
— Смело для нашего времени. Спасибо за интервью!

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.