К 150-летию Рославльского ВРЗ. Наш заводской музей

В одном из залов музеяДалеко не каждое предприятие в России может похвастаться своим собственным музеем.
Не просто уголком истории или собранием документов и предметов старины под стеклом, а полноценным музеем, который можно с гордостью показывать как своим сотрудникам, так и высоким гостям, откуда бы они ни приезжали – из крупных городов России или из-за границы. На Рославльском вагоноремонтном заводе такой музей есть.

Впрочем, это не удивительно. Работники вагоноремонтного завода всегда бережно, с особым вниманием относились к своей истории, ценили своё прошлое. Не зря здесь трудятся семейные династии, представители которых работают на вагоноремонтном заводе чуть ли не с момента его основания.
Музей на Рославльском ВРЗ появился в год столетия предприятия – в октябре 1968-го, но история его создания начинается гораздо раньше. Ещё в конце 50-х — начале 60-х гг. заводчане поняли, насколько важно сохранить для потомков историю А.Г. Козловастарейшего и вечно молодого предприятия нашего города. И, что примечательно, собирать материалы по истории ВРЗ начали не коренные рославльчане, а те, кто приехал в наш город по направлению или распределению.
Вот как писала об этом первый руководитель музея ВРЗ Антонина Григорьевна Козлова:
«Шел 1960-й год. Уже восемь лет заводом руководит Станислав Францевич Орловский, прибывший к нам из Баку. К тому времени история Рославльского вагоноремонтного завода, одного из старейших предприятий города, еще не была должным образом изучена. Станислав Францевич принимает решение: начать сбор материалов об истории возникновения завода, о путях его развития в прошлом. В отделе кадров завода была определена группа ветеранов, составлен вопросник для написания их воспоминаний… Мы посещали ветеранов на дому или приглашали на завод, меня такая творческая поисковая работа захватила целиком. Очень хотелось довести ее до логического конца».
Сама Антонина Григорьевна Козлова (1926 – 2013), уроженка Пензенской области, попала в Рославль после окончания Московского электромеханического института Предметы быта железнодорожника в экспозиции музеяинженеров железнодорожного транспорта. Работая инженером-технологом, заместителем главного технолога, а затем начальником центральной заводской лаборатории, она много сил отдавала музейному делу, которое требовало не только энтузиазма, но и обширных познаний в гуманитарных областях, далёких от её основной специальности.
Но такова уж была специфика «старой гвардии» заводчан, особенно инженерных работников – они были настоящими русскими интеллигентами в классическом понимании этого слова. Антонина Григорьевна посещала музеи в других городах, где бывала в служебных командировках, изучала особенности построения экспозиции, премудрости хранения фондов…
Музей открылся к вековому юбилею завода и разместился в одном из помещений Дворца культуры «Юбилейный», где он находится и по сей день.
Ю.А. Черняк и С.Ф. Орловский открывают обновлённую экспозицию музея. 1994 г.То, что за пятьдесят лет существования музея в нём сменилось всего три руководителя, говорит о его стабильной и надёжной работе. Как, впрочем, и самого Рославльского вагоноремонтного завода. Экспозиции, кстати, обновлялись и расширялись также трижды: в год основания музея, затем  по инициативе генерального директора ВРЗ Юрия Александровича Черняка в 1994 и 2000 годах.
После Антонины Григорьевны Козловой руководство музеем принял Сергей Сергеевич Иванов (1928 – 2011), человек, которого можно без преувеличения назвать выдающимся рославльчанином, одним из лучших краеведов Смоленщины и, как и его предшественница, истинным русским интеллигентом. Коренной рославльчанин, старожил нашего города, он запомнился всем, кто его знал, разнообразием талантов, беззаветной преданностью любому делу, которым он занимался.
С.С. ИвановА занимался он народным театром, руководил Дворцом культуры «Юбилейный», открывал рославльчанам неизвестные ранее страницы истории родного края, писал книги и хранил, расширял, совершенствовал экспозицию музея истории родного вагоноремонтного завода. Именно при нём музей обрёл свой нынешний вид. В феврале 2018 года Сергею Сергеевичу Иванову исполнилось бы 90 лет, и этой круглой дате (именно круглой, а не юбилейной, так как настоящими, «правильными» юбилеями он считал даты, кратные 25) будут посвящены отдельные публикации в нашей газете.
Сейчас музеем руководит Татьяна Алексеевна Сидорова, опытный музейный работник, до этого много лет проработавшая старшим научным сотрудником в Рославльском историко-художественном музее.
Рославльчане, которые ни разу не были в заводском музее, наверное, даже не представляют, как много здесь можно увидеть необычных экспонатов, связанных с историей завода, а значит, и нашего города.
Здесь частые гости делегации из других городов России, ближнего и дальнего зарубежья, которые приезжают на завод с деловыми визитами. Совсем недавно, например, с экспозицией музея ознакомились железнодорожники из Ирана.
Т.А. СидороваКонечно, его двери всегда открыты для школьников и студентов. Но всё-таки самые главные люди для музея –  ветераны завода, благо совет ветеранов расположен в том же культурном центре «Юбилейный», только этажом ниже. Их бесценные воспоминания, фотографии и документы из семейных архивов, которые ветераны передают в музей, кропотливо собирает и систематизирует Татьяна Алексеевна Сидорова.
Музей истории Рославльского вагоноремонтного завода – это во многом и музей истории Рославля. Ведь именно с постройки железной дороги Орёл – Витебск и появления железнодорожных мастерских начался новый яркий этап развития нашего города. Поэтому  каждому рославльчанину стоило бы побывать здесь, чтобы лучше знать свой город, историю своей земли. Музей ВРЗ всегда открыт для всех желающих – как для рославльчан, так и для гостей города.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.