Театр «Первый КласС»: будни, праздники, мечты

Нынешний год, объявленный, как известно, Годом театра, стал более чем успешным для Рославльского народного театра «Первый КласС».
В апреле в Дятьково на XI Межрегиональном фестивале театрального искусства самодеятельных коллективов «Хрустальная маска» он стал победителем в номинации «Лучший актёрский состав». А в конце октября на VI Открытом международном театральном фестивале имени Анатолия Папанова в Вязьме театру были вручены три награды — приз «За лучший спектакль», приз «За лучшую женскую роль» и специальный приз Е.А.Папановой «Лучшая женская роль».
Как шел театр к этим успехам, чем собирается порадовать зрителя в будущем — об этом мы беседуем сегодня с режиссером театра «Первый КласС», награжденным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» Александром Сергеевичем Симоновым.
— Александр Сергеевич, еще раз примите самые искренние поздравления с успехом на фестивале в Вязьме.
— Спасибо, это, конечно, очень приятно. Но мы не собираемся, как говорится, почивать на лаврах. Мы понимаем, что успех на том или ином конкурсе или фестивале — это понятие в чем-то относительное. Успех зависит и от уровня других трупп и постановок, от профессионализма жюри, конкурсной политики и так далее. Самая главная награда для актеров – аплодисменты и любовь зрителей, которые у нас есть.

Инна Кравцова — обладательница приза «За лучшую женскую роль»

— И все-таки, по-Вашему, что способствовало успеху театра?
— Думаю, что у нас есть свои особенности, которые отличают именно театр «Первый КласС», если хотите – свой стиль. Во-первых, мы ставим только комедии. Пробовали ставить и мелодраму и обращаться к другим жанрам. Но все-таки из многообразия комедийных жанров мы остановились на комедии положений. Это трудный жанр, где актеры вместе с автором пьесы должны идти на шаг впереди зрителя. Ведь, как говорится, пробить зрителя на «хи-хи» достаточно просто. Увы, многие современные театры по-шли по этому пути. А мы хотим заставить зрителя быть все время в напряжении – что дальше, как повернется действие? И наша сверхзадача – чтобы зритель, глядя на сцену, внутренне задавал себе вопрос «А вдруг и я такой же, как этот герой?» И нам это пока удается.
Во-вторых, мы всегда стремимся к тому, чтобы ни в каких, даже в определенной степени эротических моментах, ни в коем случае не свалиться в пошлость.
В-третьих, состав нашей труппы постоянный, и мы выбираем пьесу, что называется, под себя, под характер, навыки, умение актера. Мы хотим, чтобы каждое слово – его окраска, тембр, интонация – были донесены до зрителя. И я, как режиссер, работая с этой труппой с 2002 года, знаю, что могу потребовать от того или иного актера. У каждого свое амплуа, я знаю, на что способен каждый из них, и они неповторимы. Глубоко убежден, что универсальных актеров – тех, кто может сыграть все, что угодно, – единицы даже среди профессионалов.

Тамара Яковлева получила специальный приз Е.А. Папановой

Поэтому далеко не все, кто хотел бы играть в нашем театре, соответствуют стилю, который мы для себя выбрали, который отстаиваем, ибо именно он отличает наш театр от других. Но в этом есть и минус – труппа не растет, не прирастает новыми лицами.
— Но ведь время идет, и наступит момент…
— Да, именно поэтому мы постарались набрать нынче второй состав для спектакля, который собираемся ставить в будущем. Это будет пьеса уже знакомого зрителю автора Александра Коровкина, тоже комедия. Второй состав, как правило, подстегивает первый, а первый состав поможет второму набраться опыта.
— А сколько времени уходит на спектакль – от первой читки до премьеры?
— Как правило, не меньше года. И это оптимальный минимум. Тот, кто печет спектакли, как горячие пирожки, очень рискует. Репетиции у нас идут по 3-4 часа три раза в неделю. Мы выверяем каждое слово, пробуем его и так и эдак. Спорим, дискутируем, ссоримся и миримся. Бывает и так, что, придя на репетицию, актер забывает то, что он делал в прошлый раз, и тогда начинаем все заново. И это нормально – люди работают, устают, у них масса своих проблем и дел. Но пришел ты на репетицию, будь добр — РАБОТАЙ! А еще нужно придумать и сделать декорации, продумать костюмы, свет, наладить звук, подобрать музыкальное оформление. Все это хлопотно и нередко проблемно, но интересно.
— Как Вы помогаете актеру раскрыться в новой роли?
— Это главное, что я должен сделать. Режиссер – это насмотренный зритель, если можно так сказать. Только он может различить, что естественно, а что наигранно, натужно, чему я, как зритель, не поверю. Я должен видеть, что нужно сохранить, а от чего отказаться. Когда я читаю пьесу, у меня перед глазами возникает тот или иной образ, и я заставляю актера лепить его таким, каким я его увидел.
— Вы можете согласиться с точкой зрения актера, если тот считает, что он лучше режиссера видит свою роль?
— Если это не идет вразрез с общей трактовкой, то, конечно, соглашаюсь. Но вообще-то я, по мнению труппы, тиран и на репетициях пью из каждого актера кровь, короче – Карабас Барабас. Это шутка, конечно. Но не будь я строгим, требовательным, ничего бы у нас не вышло.
— Ну, любимчики-то среди актеров есть, наверное…
— Представьте, что каждый из актеров на репетиции убежден, что именно к нему я придираюсь больше, чем к остальным! Не знаю, поверят они моим словам или нет, но люблю я их всех. Мы труппа, одно целое, и наши успехи и недоделки – это ОБЩИЕ успехи и недоделки. Если бы каждый из нас тянул одеяло на себя, то ни к чему хорошему это бы не привело. Мы уже много лет работаем вместе, знаем, ценим и уважаем друг друга и как людей, и как партнеров по сцене. И если у кого-то что-то случится, не дай Бог, мы все кинемся на помощь.
Я очень ценю, что у нас в театре нет ни звездной болезни, ни зависти. Вот получила Инна Кравцова приз за лучшую женскую роль – мы все счастливы. Она одна из опытнейших актрис нашего театра. Вручили Тамаре Яковлевой, нашей дебютантке в этом спектакле, специальный приз Е.А.Папановой «За лучшую женскую роль» — ну как тут не радоваться? Ведь номинация «Лучший спектакль» — это значит лучший состав, лучшая пьеса, лучшая режиссура.
— Но ведь спектакль – дело затратное. Как же Вы выкручиваетесь?
— Огромную поддержку, конечно, оказывает нам директор КЦ «Юбилейный» Галина Александровна Чепуренкова. Она ведь еще и актриса тоже и видит все наши проблемы изнутри. Для поездки на фестиваль в Вязьму нам выделил бесплатный грузовой транспорт генеральный директор ВРЗ Юрий Александрович Черняк, а пассажирскую «газель» предоставила администрация города, за что мы им безмерно благодарны. А вообще мы самодеятельный театр в КЦ «Юбилейный», и даже полной ставки режиссера там нет, хотя она должна быть по Положению о народном театре. Нас по сути дела никто больше не финансирует. Так что мы рассчитываем на свои силы, выдумку и инициативу.
Все делают, что могут. Актеры Сергей Сидоров, Андрей Котяхов, Александр Александров могут и рабочими сцены быть – таскать декорации, костюмы, реквизит. Актер Андрей Симонов вместе с художником Светланой Александровой работает над декорациями. Наши актрисы – Инна Кравцова, Тамара Яковлева, Галина Чепуренкова умеют и грим наложить, и причесать, и найти недостающий реквизит, и помочь костюмеру Марии Николаевой. Всегда готовы прийти на выручку ведущая спектакля Наташа Фоменкова, звукооператоры Мария Семченкова и Алексей Тарасевич, ответственный за свет Александр Хрипко.
— И все выдерживают эту гонку?
— Без пафоса и громких слов – мы любим театр беззаветно. Бывает, что кто-то уходит. Нам жаль, что ушла, например, из театра помощник режиссера Елена Сивачева – человек очень ответственный и дотошный, на которого можно было положиться. Но у каждого свои обстоятельства и причины.
— Итак, Вы уже приступаете к работе над новым спектаклем. Как он будет называться?
— Ну, это пока секрет. Скажу только, что будем стремиться не разочаровать зрителя. Ведь заданная нами для себя планка достаточно высока.
— С нетерпением будем ждать новой премьеры. А есть какая-либо заветная мечта?
— Есть. Вот смотрите – Дятьково, Сафоново, Демидов, Вязьма, и даже Новоспасское проводят у себя театральные фестивали, конкурсы, смотры. Хотелось бы, чтобы в этом списке был и Рославль. Неужели мы не потянули бы у себя в городе – финансово и морально – такое же подобное мероприятие общегородского, областного или межрегионального уровня? Опыт такой есть. У нас были прекрасные благотворительные марафоны, театрализованные постановки ко Дню города, к юбилейным датам. А сейчас ничего подобного мы не видим, в основном делается что-то для «галочки». Даже праздник День города сошел на нет. Жаль! Потенциал у Рославля огромный. Надо только желание.
Ну, что ж, будем надеяться! А театру «Первый КласС» — новых успехов и новых благодарных зрителей!
— Спасибо.
Галина КУЗЬМИНА.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.