Выстраданная дорога

Есть в Рославльском районе немало деревень, добраться до которых из-за бездорожья даже в XXI веке совсем непросто. До недавнего времени к таким относилась и деревня Савеево. Расположенная среди лесов и удаленная от Рославля на 65 километров, она долгие годы была отрезана от благ цивилизации и являла из себя настоящий «медвежий угол».
Чтобы оказаться в райцентре, жителям Савеева приходилось вставать очень рано и разными способами добираться до Варшавского шоссе или к Городецкому, или к Крутогорке, или к Екимовичам. Как говорили в то время обыватели: «Главное выбраться на шосу…» А затем ждать какой-нибудь рейсовый автобус либо ловить попутную машину.
Добирались до шоссе непросто, но обычно выручал выделенный по наряду утром совхозный трактор, который возил молоко на маслосырзавод в Екимовичи. На тракторную телегу грузились молочные бидоны, а поверх бидонов садились пассажиры. Кому же сесть не удавалось, тот становился у бортов, крепко держась за них. Трактор трогался и по лужам, грязи, глубокой колее еле-еле полз к асфальту. Бывали случаи, когда во время движения отрывался прицеп у телеги, а то и того хуже, оборачивалась сама телега. И тогда всё, что на ней стояло, сидело, лежало, летело в грязь: бидоны с грохотом, а пассажиры с матом. Но Бог миловал, и за всю историю в подобных случаях никто ни разу серьезно не пострадал.
Другим транспортным средством, наиболее надежным, многие годы оставалась лошадь. Запрягая телегу или сани, возница густо устилал сеном все пространство и отправлялся в путь. Прибыв в Екимовичи, лошадь оставляли обычно у знакомых, а сами, подождав на остановке автобус, ехали в Рославль или решали свои насущные проблемы, бегая по посёлку. С помощью лошади встречали у «варшавки» дорогих гостей, таким же образом провожали. В условиях бездорожья лошадь для местного населения была незаменимой помощницей.
И, наконец, самым распространенным средством передвижения являлась ходьба пешком. Ходить приходилось людям той трудной дорогой 12 километров через Старую Присмару, Ёрзовку, Сырокоренье, с выходом к Городецкому. Этим же маршрутом, но через Новое Сырокоренье, выходили и к Крутогорке. С весны и до осени, натянув резиновые сапоги, а то и босиком, сняв с ног ботинки или туфельки, курсировали пешком по обочинам дороги местные жители до шоссе и обратно.
Так бы это продолжалось и дальше, пока, наверное, существовала деревня. А сколько бы она еще просуществовала, неизвестно, но с 70-х годов XX века Савеево стало постепенно приходить к упадку. Молодежь в деревне практически не задерживалась и, покидая отчие дома, выискивала своё место под солнцем в других краях.

Дорога до ремонта

Ситуация в этом «неперспективном» углу Рославльского района стала меняться в лучшую сторону со строительством Смоленской АЭС. В начале 80-х годов от Десногорска до дач горожан, находившихся в местах бывшей деревни Кукуевки, проложили асфальт. Подобное новшество резко изменило прежний маршрут движения савеевцев. Теперь не надо было тащиться 12 километров прежним путем. Достаточно было преодолеть всего 3 километра бездорожья, чтобы выйти к асфальту, добраться до Десногорска, а потом ехать куда угодно. Для жителей деревни это уже был прогресс.
Через некоторое время, с 1989 года, САЭС начала создавать своё подсобное хозяйство в деревне Заболотье, путь в которую пролегал через Савеево. В связи с этим от кукуевского поворота до Заболотья стали строить бетонную дорогу протяженностью 25 километров. День и ночь без перерыва бетономешалки возили бетон, создавая твердое покрытие там, где недавно была непролазная грязь.
Однако же в этот самый момент на Смоленщине шло знаменитое «Возрождение смоленской деревни», которое коснулось деревень Рославльского района, в том числе и Савеева. Из Кирилловского лесхоза в больших объемах в сов-хоз «Савеевский» заво-зился брус. Из бруса ударными темпами строили двухквартирные дома и заселяли их работниками хозяйства. Помимо этого, строились всякого рода фермы, зерносушилки, склады, мастерские. Чтобы упростить процесс фундаментирования разных построек, руководство совхоза договаривалось с определенными лицами, которые отвечали за постройку бетонной дороги на Заболотье. В результате часть бетона вместо того, чтобы попасть на дорогу, попадала совсем в другие места савеевского совхоза.
Но как бы то ни было, буквально через год бетонную дорогу сдали в эксплуатацию, жители и гости деревни стали с удовольствием ей пользоваться.
Целую четверть века дорога верой и правдой служила обществу, но постепенно стала приходить в негодность. Видимо, со временем давал о себе знать недоложенный в дорогу бетон. От проходящего транспорта и снующих туда-сюда пустых и груженых лесовозов стали появляться на дороге ямочки и ямы. С каждым разом их становилось все больше и больше, делая для автомобилистов проезд просто невозможным.
Увеличивалось число аварий с легковым транспортом на этом отрезке дороги. Иногда, не справившись с управлением, летели в глубокие кюветы легковушки. Бывали случаи и со смертельным исходом. Иногда попадали в аварии и груженые лесом КАМАЗы. Порой в подобной ситуации оказывались и рейсовые автобусы, следовавшие по маршруту Десногорск-Савеево.
Именно тогда среди водителей стала популярной шутливая скороговорка: «Ехал я по выбоинам, выбоина на выбоине, из выбоин не выеду я…»
Вот и начали писать самые инициативные жители в разные истанции письма с просьбой отремонтировать дорогу.
Последним, кто посетил проблемную дорогу, оказался Губернатор Смоленской области Алексей Островский. Летом этого года, посещая Десногорск, он побывал и посмотрел участок протяженностью в 3 километра, требующий ремонта от Николаевского до Савеева. Здесь же губернатор дал интервью Смоленскому ГТРК, заверив при этом, что к октябрю маршрут, пользующийся спросом у местных жителей и жителей Десногорска, будет отремонтирован.
Губернатор сдержал своё слово. С конца сентября началось долгожданное, выстраданное асфальтирование дороги, которое закончилось к 20 октября 2020 года.
Прекрасный асфальт наконец-то соединил Савеево с внешним миром и разрешил одну из самых многолетних её проблем. Может быть, и с опозданием, но построенная с таким большим трудом дорога радует глаз теперь любому, кто по ней едет или идёт.
Будем надеяться, что с этого момента станет она безотказно служить савеевцам и их гостям долгие-долгие годы.
Так или нет, поживём – увидим…
Алексей ИВАНЦОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Архивы

© Рославльская правда 2019. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.