Азат ТАЮПОВ: «РАБОТАЕМ НА ПЕРСПЕКТИВУ!»

В июне 2023 года на ООО «Рославльские тормозные системы» был назначен новый руководитель – А.И. Таюпов.
Наш корреспондент встретился с Азатом Ильдаровичем и побеседовал с ним о текущих делах, насущных вопросах крупного городского предприятия.

— Когда Вы приступили к работе на ООО «Рославльские тормозные системы»? Где Вам ранее довелось трудиться?
— Начинал работу в январе 2023 года в должности первого заместителя генерального директора. Генеральным директором назначен летом. До этого трудился на предприятиях, не связанных непосредственно с производством – в больших дилерских центрах это были ремонтные мастерские, в управлении ветеринарии довелось поработать.

А ещё раньше, имея высшее юридическое образование, двадцать лет служил в правоохранительных органах, занимался борьбой с коррупцией и экономическими преступлениями. Ушёл на пенсию по выслуге лет в звании подполковника.
Коррупционер – человек грамотный, зачастую с высшим образованием и хорошими знаниями в областях, где он делает деньги. И чтобы его победить, нужно знать больше, чем он. Отсюда у меня такое правило: где бы я ни работал, принципы новой работы должен изучить и знать досконально.

— У Вас душа лежит к производству или так: назначили – согласился, ничего не поделаешь, распоряжение вышестоящего начальства…
— Производство само по себе очень интересно. Это постоянное обучение, живое общение с людьми; механизмы, аппараты, станочный парк. Всё требует колоссального внимания и понимания ситуации, где мы находимся.

— Когда Вы работали в правоохранительных органах, часто приходилось бывать на предприятиях?
— Первый опыт – предприятие пищевой промышленности, ликёро-водочный завод. Это было в 2000 году. Производство освоил вдоль и поперёк. Знал больше, чем технолог. Будучи простым оперативником, не раз приезжал разбираться в их «серых» схемах. Главное – постичь методологию и саму систему и на базе приобретённых знаний глубоко вникнуть в проблемы. Когда это есть, трудности не страшны. Терпение и настойчивость дадут ожидаемые результаты.

— Что бросилось в глаза в первые дни Вашей работы на «Рославльских тормозных системах»?
— Знаете, я привык к порядку. Сам дом построил и кладку делал, и варил, и электрикой занимался. То есть параметры требовательности идут от меня, моего отношения к труду. От подъездной дороги к заводу был просто в шоке, как и от внешнего вида зданий и сооружений. А когда внутрь зашёл…Даже в кабинете директора полы были черны от въевшихся в половицы грязи и масла. День работы, отшлифовать да покрасить. Такие простые вещи. В планах на следующий год полноценно заняться фасадом. Есть простая поговорка: «Бытие определяет сознание». Если человек приходит и видит, что испачкано всё, поломано, у него и в голове такой бедлам, с ним тяжело работать. А если человек видит порядок, чистоту, ему тепло, уютно, он и к работе будет относиться соответствующим образом. Иной раз финансисты говорят, что на этих «мелочах» можно сэкономить. На этом не сэкономишь. Деньги какие-то можно сохранить, да, но здоровье коллектива, морально-психологический климат дороже.

— А на «Нормалях» что будет? Или снесут под ноль?
— Там уже ничего не будет. Основной производственный корпус практически сровняли с землёй. Я предлагал сделать там индустриальный полигон. В первую очередь подвести туда дешёвые коммуникации, газ, электричество, воду и заинтересовать другие предприятия. Рославль ведь серьёзный промышленный узел.

— В чём больше всего нуждается сегодня завод?
— Не хватает рабочих рук. С российского рынка ушли европейские поставщики, у нас происходит суверенная диверсификация производства, и растущие его объёмы нужно осваивать. К сожалению, молодёжи в городе немного, большинству работников более 50 лет. Кто-то ищет и находит работу за пределами района. Другая проблема – у молодёжи нет профильного образования. Когда-то на Рославльском автоагрегатном был автомеханический техникум и филиал зиловского завода-ВТУЗа. Теперь об этом можно только вспоминать. Нужны электромонтёры, электрики, станочники, операторы станков с ЧПУ, одним словом, рабочие профессии. Правда, начинаю замечать, что в последнее время в нашей стране, наконец, стали уделять больше внимания способам решения этого вопроса.

— Какие цели и задачи стоят перед Вами в качестве директора завода? Способен ли коллектив претворить их в жизнь?
— Коллектив завода очень сильный. И только благодаря тому, что здесь всегда была дружная команда, удалось сохранить производство тормозной аппаратуры. Я ставлю перед собой и коллективом очень амбициозные, но выполнимые задачи. Первое – техническое перевооружение. Мы зашли в программу Фонда поддержки промышленности, и нам будет предоставлен заем на 234 млн рублей со ставкой 1% годовых. Под это наметили поменять парк оборудования, что позволит создать дополнительные рабочие места (в том числе высокооплачиваемые), повысить качество выпускаемой продукции, увеличить объём производства, ну и сделать завод чистым, уютным, ухоженным, восстановить столовую, которая в былые времена работала и кормила рабочий класс.

— Работники «тормозки» из дома приносят, чтобы пообедать?
— Увы, да. Буфет есть, но этого недостаточно. Проходили люди медицинскую комиссию. Я запросил сведения, что в основном? А в основном у многих плохие анализы, сахар высокий, преддиабетное состояние. Почему это происходит? Да потому, что структура питания неправильная. Кто-то приготовил, позаботился о своём здоровье, а кто-то «доширак» взял да водой разбавил. Покупают продукты, в которых очень большое содержание углеводов. Поджелудочная железа, печень не справляются с таким потоком вредных компонентов. Я хочу просто, чтобы в столовой люди нормальную, горячую еду ели, с вышестоящим руководством организация столовой согласована. Полноценный обед, по нашим расчётам, обойдётся в 70-80 рублей.

— Как оцениваете ситуацию на автомобильном рынке России и ближнего зарубежья? Отражается ли это на текущей деятельности предприятия? Обеспечены ли производственными заказами?
— Государство проводит суверенную политику. Мы защищаем свои интересы, и ряд недружественных стран вышли с нашего рынка. Открылось огромное поле для плодотворной деятельности. Наш портфель заказов сразу вырос. Основной заказчик — КАМАЗ, тормоза на их автомашинах стоят рославльские. Далее Уральский автомобильный завод, МАЗ, ГАЗ, автобусные заводы, прицепная техника. С работой проблем нет, не хватает рабочих рук. Минимум тридцать высококлассных специалистов мы бы сейчас приняли.

— Зарплата многих интересует в этом плане…
— На самом деле зарплата, я вам скажу так, не ключевой фактор. Многолетние исследования показали, что зарплатой можно 2-3 месяца простимулировать. Потом люди к этой зарплате привыкают, и им кажется мало. Простому смертному 100-200 тысяч не хватает для полного счастья, миллионеру – 5-10 миллионов, а миллиардеру – 5-10 миллиардов. Важно показать привлекательность, чтобы люди верили в будущее, что на этом заводе можно работать, зарабатывать, а в коллективе царили нормальные отношения.

— С какими проблемами сталкивается производство на данный момент?
— Ещё раз повторюсь: рабочие руки. Даже обучить можем, у нас развито наставничество, есть высококлассные специалисты с богатым опытом обучения новичков на производстве. Обращаюсь ко всем желающим: придите, посмотрите на завод, а вдруг понравится? Средняя зарплата примерно 35000. У организации есть право на бронирование. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации. Их труд необходим здесь, в тылу, ради общего дела, ради победы.
Вторая наша проблема – станочный парк. Он весьма изношен, мы возлагаем надежды в этом плане на успешное взаимодействие с российским Фондом развития промышленности.
Третья проблема – инженерное обеспечение. К сожалению, заводские коммуникации — со времён царя Гороха, однако не сидим сложа руки, меняем три километра труб речного водопровода для технических нужд. Люди у нас эту воду не пьют, мы специально закупаем за счёт предприятия питьевую в виде 19-литровых баллонов.

— В каких направлениях у предприятия накоплен серьёзный потенциал для роста и улучшения результатов?
— Это системная работа. Раз в две недели проводится совещание по развитию. Основное направление для нас новое, неосвоенное, после неоднократных попыток – это антиблокировочная система (АБС), предотвращающая блокировку колёс транспортного средства при торможении, и ESP – электронная система стабилизации. Задача ESP заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях — предотвращать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение. То есть сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения манёвров, особенно на высокой скорости или на плохом покрытии. Очень сложное направление, не всё зависит от нас. Корпуса, камеры, регуляторы мы можем сделать, вопрос в электронике. Думаю, в течение двух лет всё же выйдем на позитивную динамику. Идёт глубокая подготовительная работа и анализ рыночных возможностей в этом направлении.

— Какую роль играют инновации? Как Вы стимулируете и поддерживаете инновационную активность среди персонала?
— Инновации на предприятии внедряет команда конструкторов. Стандартизация системы выстроена чётко. Понятно, что на всё новое нужно серьёзное финансирование. Как бы то ни было, движемся вперёд. Каждый день появляется открытие. Мы улучшаем то, что есть: логистические системы производства, структуру производства.

— Есть ли существенные успехи в деятельности предприятия?
— Последние двадцать лет наше предприятие не участвовало ни в каких выставках достижений. В августе этого года приняли участие в международной выставке автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобилей. Там как раз было всё, что связано с производством компонентов для автопрома. Три дня продолжалось мероприятие, мы привезли туда свою продукцию, нашли заказчиков и параллельно наработали нужные связи и новых потенциальных поставщиков для некоторой части комплектующих, которыми на данный момент не располагаем.

— Как на заводе налажено взаимодействие со смежниками?
— К сожалению, наши основные поставщики из республик бывшего Советского Союза имеют ту же проблематику, что и мы – так же не хватает людей на предприятиях, хорошего оборудования, вследствие чего качество продукции порой не соответствует заявленным требованиям. Мы всё это бракуем, не пускаем в производство.

— Взаимодействуете лишь с самыми надёжными?
— Да. У нас даже в Сербии есть производство, являющееся нашим поставщиком. Мы с коллегами не разорвали отношения. Они для нас делают специальные условия по цене. Основной потенциал – резинотехнические изделия. Мы не можем в Рославле освоить это производство, оно довольно сложное, начиная с варки резины. Нам поставляется часть пружинной и метизной продукции, мелкие комплектующие изделия.

— Но вы же сами давно выпускаете метизы…
— Это не что иное как крепёжные металлические изделия либо инструменты (сокращённо – метизы). Для самых важных узлов и агрегатов их производим сами, никому не доверяем. И докупаем для иных конструкций.

— Каким производственным дисциплинам, известным ещё с советского времени (культура производства, техника безопасности, экологическая безопасность), уделяется на заводе наибольшее внимание?
— Всему. Всё лучшее, что было наработано в те времена, мы здесь внедрили. Да, в общем, и какого-то прерывания не было. Еженедельно проводим совещания по культуре производства, где персоналу ставятся задачи, начиная от простых бытовых вопросов до более сложных по чистоте и порядку в производственных помещениях. Вопросы охраны труда, техники безопасности, бережливого производства постоянно на контроле. По бережливому производству планируем войти в специальную программу. Всё у нас соответствует ГОСТу, ведь предприятие работает по установленным государством стандартам, а наша продукция также соответствует нормам Таможенного союза.

— Гальваника не выбрасывает в воздух вредный жёлтый дым?
— Этот дым, скорее всего, аэрозольная субстанция азотной кислоты.
Нет его сейчас, мы хорошо в этом плане оптимизировали производство.

— Каким видите будущее завода, Азат Ильдарович?
— Если мы думаем позитивно о будущем и думаем правильно, то нам ещё помогает Всевышний реализовать наши планы и мечты. Убеждён, у завода есть будущее, хотя не раз меня пытались убеждать в обратном. Мы освоим новые образцы продукции в сотрудничестве с нашими партнёрами, нарастим объём производства, сделаем комфортными условия труда и достойную зарплату для работающих.

— Какой годовой оборот предприятия?
— 1 млрд 300 млн рублей. На следующий год планируем выполнить 1 млрд 600 млн – 1 млрд 800 млн рублей.

— Чем предпочитаете заниматься в свободное от работы время?
— Основное хобби – рыбалка. И ещё чтение различной литературы.

— Ваш самый большой улов?
— Однажды сома поймал – 55 кг. А на Смоленщине у меня пока рекорд — судак 4 кг, выловленный на Десногорском водохранилище. Ловлю только на спиннинг. Когда в Новосибирске работал, зимой выходил в так называемое Обское море. За день «наматывал» более 20 км и набуривал до 120 лунок.

— А огородными делами занимаетесь?
— В городе Уфе, где я живу, у меня прекрасный огород. Хорошее подспорье моей семье, в которой четверо детей. Клубника, смородина, крыжовник, яблони, груши, пихта – всё растёт в этом огороде. Теплицу сделал с учётом новых веяний, она практически вся автоматизирована. Сделал энергосберегающее основание, там стоит система вентиляции. Днём воздух прогревает землю, а ночью он идёт через эту землю и прогревает теплицу. Получается одинаковый температурный режим, растения не подвержены стрессам и болезням. И самое главное – капельный полив. Растёт помидорное царство изумительно после такой заботы вплоть до конца ноября.

— Азат Ильдарович, большое спасибо Вам за предоставленную возможность провести это интервью!

Беседовал Евгений ОСИПЦОВ.

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.