Ветераны Рославльского вагоноремонтного: «Не было такого, чтобы о нас забыли»

{phocagallery view=category|categoryid=47|imageid=1699|detail=6|float=left}

Как известно, цивилизованность, духовная и нравственная зрелость общества определяется отношением к старшему поколению и детям. И если необходимость заботы о детях для каждого из нас не вызывает никаких сомнений, то отношение к ветеранам порой оставляет желать лучшего.
Рославльский вагоноремонтный завод всегда был и остается одним из лучших, даже образцовых предприятий в плане работы с ветеранами и пенсионерами. Работа заводского совета ветеранов известна в Рославле и в Рославльском районе не менее чем работа самого предприятия. Каждый пенсионер-вагоноремонтник, ушедший на заслуженный отдых, знает, что всегда может рассчитывать на помощь и ветеранской организации, и профкома, и руководства ВРЗ.

Это и регулярные денежные выплаты, и помощь, в случае необходимости, в решении бытовых проблем, и встречи с руководством, и экскурсионные поездки, и многое-многое другое.
В чем причина такого внимания к ветеранам? Почему генеральный директор ОАО «Рославльский ВРЗ» Ю.А. Черняк не устаёт повторять, что совет ветеранов завода – это такое же производственное подразделение, как цех, отдел или участок?
Ответы на эти вопросы кроются и в истории предприятия, и в его современности. Железнодорожная отрасль всегда славилась крепкими традициями, бережным отношением к своей истории, трудовыми династиями, возраст которых насчитывает порой полтора века. Любовь к профессии, к своему предприятию и, следовательно, уважение к тем, кто накопил и может передать опыт и знания, всегда отличали вагоноремонтников, как, впрочем, и всех, кто так или иначе связан с железной дорогой. Наверное, не будет преувеличением сказать, что достойное отношение к ветеранам это тоже традиция, причем одна из самых сильных и бережно хранимых на Рославльском вагоноремонтном заводе.

Ветераны о родном заводе
{phocagallery view=category|categoryid=47|imageid=1700|detail=6|float=left}

— На долю ветеранов выпал непростой период послевоенного восстановления завода, — говорит бывший партизан легендарной Клетнянской бригады, почетный гражданин Рославля Виктор Власьевич Власенков, отдавший предприятию тридцать лет и прошедший путь от мастера участка до начальника производственного отдела. — Тогда они были молоды, полны сил и комсомольского задора. Почти у всех за плечами – война. Немцы не пощадили предприятие, превратив его в руины. Но эти руины должны были вскоре превратиться в работающие цеха.
Десять из двенадцати цехов возглавили бывшие фронтовики, немало фронтовиков оказалось и среди начальников отделов. Полная отдача в работе, исключительная ответственность и требовательность как к себе, так и к другим – вот что отличало людей боевой закалки. Сменив военный китель на железнодорожную форму, они по крупицам формировали, учили, пестовали кадровый состав предприятия. Нынешнее поколение вагоноремонтников достойно продолжает эстафету, принятую от ветеранов.
С 1992 года вагоноремонтный неизменно идет по восходящей траектории динамичного развития, которое по своей масштабности и глубине можно сравнить разве что с его послевоенным возрождением. За это время завод научился не только ремонтировать, но и строить полувагоны, цистерны, став одним из самых современных и эффективных предприятий в своей отрасли.
— Когда мы, ветераны, приходим на завод, душа радуется, — говорит председатель совета ветеранов ВРЗ Алексей Васильевич Кокорев. – Каждый раз видим что-то новое. Ведь сюда мы приходим не только получать материальную помощь. Мы приходим общаться, делиться своими проблемами и заботами. В нашем преклонном возрасте весьма важно не быть одиноким, не замкнуться в себе, а продолжать вести активную жизнь. И завод помогает нам в этом. Не было такого, чтобы о нас забыли. И Виктор Власьевич Власенков, десять лет проработавший в должности председателя совета до ухода с этого поста по состоянию здоровья, подтверждает это. Нас во всем поддерживают генеральный директор, руководство завода. Мы часто выезжаем на экскурсии. Более двадцати раз на заводском автобусе мы отправлялись в Смоленскую, Брянскую, Калужскую области, посещали места боевой и трудовой славы. В поездки берем молодых работников, им тоже интересно расширить кругозор.
К слову сказать, работа с молодыми вагоноремонтниками, о которой упомянул А.В. Кокорев, — один из важнейших аспектов деятельности совета ветеранов Рославльского ВРЗ. Работники, которым до пенсии ещё далеко, должны видеть и знать, что и в преклонном возрасте они будут пользоваться уважением и вниманием со стороны родного предприятия и его руководства.

Воспоминания, которым нет цены
В редакции нашей газеты хранится немало бесценных воспоминаний, мемуаров, записей о прошлом нашего города. И воспоминания вагоноремонтников занимают в нашем архиве такое же место, какое завод занимает в жизни Рославля. Рукописи В. Власенкова, Л. Болотиной – это живая история города и завода. Разве можно равнодушно читать, например, такие строки из воспоминаний медицинского работника Галины Николаевны Сергеенковой: «В эвакуации, в городе Чарджоу Туркменской ССР мы жили неподалеку от вокзала и часто бегали смотреть поезда. Однажды я увидела товарный вагон, на котором было написано: «ВРЗ, ст. Рославль». Я подошла к вагону и стала гладить эту надпись. Подошел охранник, спросил: «Что ты делаешь?» «Этот вагон сделан в моем городе», — сказала я».
Многие воспоминания уже опубликованы, и опубликованы не раз, в различных изданиях, некоторые – ещё ждут своего часа. Предлагаем вниманию читателей одно из воспоминаний о самом тяжёлом времени в почти полуторавековой истории ВРЗ – первых послевоенных годах.

Надежда МАЛАХОВА о восстановлении ВРЗ: «Маленькая ниточка в алое полотнище Победы»
…Память возвращает меня в годы юности, опаленные войной.
1946 год. Заканчивая вечернюю школу и одновременно работая в УСВЗ-11 (11-й участок военно-восстановительных работ – организация, восстанавливающая Рославльский ВРЗ), я зашла в техотдел – а вдруг здесь дадут хороший совет, куда пойти учиться дальше.
Инженер техотдела Г.Я. Шварцер не раздумывая сказал: «Иди в строительный». И так аргументировал свой совет: «Вот мы заканчиваем строительство ВРЗ, скоро уедем, а после нас останется дело наших рук – большой завод, своеобразный памятник его строителям».
И сейчас, спустя много лет, проходя мимо ВРЗ, успешного, процветающего предприятия, я понимаю справедливость слов инженера Шварцера. Завод сегодня – это хороший памятник тем, кто возродил его после фашистов, превративших предприятие в груду развалин.
Именно эти развалины на месте бывшего завода мы, потомственные железнодорожники, увидели в октябре 1943 года, возвратившись в Рославль после эвакуации.
В стране шла война, и нужны были не только танки, самолеты, снаряды, патроны, но и многое другое, в том числе и вагоны.
Началось восстановление вагоноремонтного завода. Прибыл штаб строительства во главе с начальником УСВЗ-11 Алексеем Николаевичем Быковым. Главным инженером строительства был Григорий Константинович Артмеладзе, отдел технического снабжения возглавлял Иван Викентьевич Доросевич, кадрами ведал Николай Васильевич Зайцев, техотдел возглавлял Григорий Яковлевич Шварцер.
Я не понаслышке знаю о, казалось, непреодолимых трудностях, вставших на пути строителей, особенно в начальный период.
Сроки восстановления были жесткими, не хватало рабочей силы, техники, топлива.
«Все для фронта!» — этот призыв воодушевлял людей, заставлял делать, казалось, невозможное.
Поступали по законам военного времени. В деревни ехали инспектора оргнабора, вручали повестки, обязывающие явиться на восстановление завода. И люди приезжали. Преимущественно это были девушки.
Мне нужно было идти в девятый класс, но школы только готовились к открытию после освобождения Рославля, и я, чтобы стать на учет, пошла в горком комсомола. Там мне вручили повестку, и я оказалась в рядах строителей ВРЗ, позже совмещая работу с учебой в вечерней школе.
Трудное это было время, но осознание причастности к великому делу борьбы с фашизмом помогало преодолевать трудности и объединяло строителей.
Образцом честного отношения к своим обязанностям, чуткого отношения к людям был начальник строительства А.Н. Быков. Казалось, он видит все и знает обо всех.
Особенно трудно было тем, кто разбирал завалы и непосредственно работал на строительстве. Бытовые условия были такими, что правильнее сказать – их вообще не было. Но это не мешало работать результативно и перекрывать нормы. Многие потом были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Но случалось, что трудности одолевали, сдавали нервы, и некоторые уезжали домой, в деревни. Дела таких людей оперативно рассматривались не где-нибудь, а в трибунале, маленькое помещение которого находилось недалеко от завода. Законы военного времени были беспощадны – людей судили по всей строгости законов военного времени.
Напряженность с кадрами заставляла руководителей завода доверять, давать ответственные поручения тем, кто только начинал свою трудовую деятельность, не имея ни опыта, ни знаний. И ехали, часто на попутных машинах (на поезде было опасно – железную дорогу еще бомбили немцы), те, кому надо было срочно оформлять документы на топливо для завода в Смоленске, на стройматериалы в леспромхозе, доставить секретную документацию в Москву.
В начале 1948 года строительство завода было завершено. Штаб 11-го участка военно-восстановительных работ свернул свою работу в Рославле. Его ждали другие объекты на освобожденных территориях.
Вспоминая этих строителей сегодня, разве скажешь о них: в войне не участвовали? Как и сотни тысяч других патриотов, самоотверженно работавших в тылу, они «в алое полотнище Победы маленькую ниточку вплели».

Архивы

© Рославльская правда 2019 - 2021. Использование материалов сайта в сети Интернет, в печатных СМИ, на радио и телевидении только с разрешения редакции. При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. За высказывания посетителей сайта редакция ответственности не несет.